Category: психология

Category was added automatically. Read all entries about "психология".

Основной

Тест на любовь к монополизму

Вам не нравится монополизм? Тогда:

- покупайте товары малоизвестных производителей;
- не ходите за покупками в супермаркеты;
- летайте самолётами мелких авиакомпаний;
- не читайте популярные книги;
- забудьте о дорогих концертах мировых звёзд и поддержите рублём местных талантов;
- не смотрите нашумевшие фильмы;
- снесите форточки с компа;
- голосуйте на выборах за маргинальные партии;
- и не френдите тысячников, в конце концов!!!

Что, не хотите? Так Вы уверены, что Вам не нравится монополизм?!
Основной

Душераздирающий дар

Эволюция подарила человечеству два противоречивых качества: внутривидовую солидарность и внутривидовую же конкуренцию. Без обоих этих даров, очевидно, человеческая стая не могла бы выжить в диких джунглях и саваннах. Так что для человека, как биологического вида, оба эти качества крайне полезны. Но человеческих особей этот подарок обрёк на неизлечимую шизофрению. В человеке вечно борются два желания. "Живи ради ближнего, а если надо - умри за него " - шепчет в правое ухо ангел. "Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех" (с*) - шипит в левое ухо чёрт. Короче, типичное раздвоение сознания!

Вот эта самая шизофреническая раздвоенность - пожалуй, самая питательная почва для душевных страданий, депрессий, да и, собственно, сумасшествий. С раннего детства начинается! Ну действительно, с одной стороны, хочется поделиться конфеткой, а с другой - слопать её под одеялом. С одной стороны, хочется со всеми дружить, а с другой - надавать всем тумаков, чтобы показать, кто тут главный. С одной стороны, хочется защитить слабого, а с другой стороны - страшно, что самому вава будет. Ну как тут бедному человечку не сойти с ума?

Есть среди человеческих особей те, кому повезло. Это безжалостные эгоисты и беззаветные альтруисты. Они раз и навсегда выбрали для себя (или уродились такими, сие не известно точно) одну сторону и, как говорится, "не жужжат".
Некоторые решили проблему, чётко подлив всех людей на своих и чужих. Своим - солидарность, чужим - конкуренция, и чёрт, и ангел довольны. 
Другие уходят от проблемы "в монастырь" одиночества, отказываясь и от солидарности, и от конкуренции.
Третьи хладнокровно определись: в этих делах - солидарность, а в этих - конкуренция. В смысле, "дружба - дружбой, а табачок врозь".

Ну а всем прочим человекам приходится так и жить с этим шизоидным даром природы.
____________________________________
* Цитата из мультфильма "Чертёнок № 13".
Основной

Пятёрка нужностей

Считается, что человеку нравится быть нужным. Но нужность нужности рознь. Попробуем разобраться, какая же нужность нужнее.

Что значит фраза "Ты нужен"? Это значит, что некто хочет удовлетворить с твоей помощью какую-то свою потребность. Значит, будем классифицировать нужности как, обратную сторону потребностей. Чтобы не путаться, назовём того, кто нужен - "объект", а того, кто нуждается - "субъект". 

1) Нужность для общения. Субъекту приятно, а порой просто необходимо находится рядом с объектом. Это такие формы нужности, как любовь, бескорыстная дружба, наконец, просто поговорить. Пожалуй, для объекта эта самая приятная форма нужности. Здесь объект ценен для субъекта сам по себе, без всякой мишуры, что сильно повышает самооценку объекта. Такая нужность далеко не всегда взаимна, про безответную любовь все слышали, а многие знают по личному опыту. А что делать, ведь эта нужность не только самая приятная, но и самая трудно достижимая! Если лишен дара вызывать любовь и дружбу, ничто не поможет тебе стать объектом этой нужности: ни деньги огромные, ни труды тяжкие, ни забота нежная. 
 
Collapse )
Основной

Лиса, виноград и жажда контроля

Человека никогда не раздражает шум, который издаёт он сам. Редко раздражают человека и неизбежные, естественные шумы: большинство людей не обращают внимания на гул машин за окном, спокойно спят в автобусе или самолёте, многие привычно проводят целый рабочий день на шумной работе. Но частенько человека раздражает шум, издаваемый другим. Допустим, если кто-то рядом храпит, пусть даже и не очень громко (всяко тише, чем самолётный мотор), или если шумят соседи за стенкой, то это довольно неприятно. Или вот, например, один человек, учитель музыки, легко переносит громкую и фальшивую игру учеников в течение рабочего дня, а другой за полчаса "сходит с ума" от того, что кто-то за три квартиры от него коряво упражняется на рояле.

Это касается не только шума, но и любых других помех. Раздраженное "Не ходи из угла в угол, мешаешь сосредоточится!", "Выключи свет, не даёшь спать!" в адрес ближнего - это всё из той же серии. Между тем редко кто раздражается на ходящую из угла в угол собаку или на солнечный свет.

Кстати, о свете. Как-то довелось мне соседствовать в купе с женщиной, которая почти всю дорогу спала. Спокойно спала целый день, совершенно не отвлекаясь на светящее в окно и мелькающее через придорожные деревья солнце. А ночью, когда я читал книжку при включенном светильнике, ну знаете, та слабенькая лампочка, что у изголовья каждого пассажира, соседка попросила меня выключить свет, мешает, мол, заснуть. Я же говорю, естественные помехи - и не помехи вовсе, по настоящему раздражающе мешать может только другой человек.

Как следует понимать сей психологический парадокс? Ведь чисто физиологически неудобства от шума одинаковы: децибелы они и есть децибелы, что от рёва турбины, что от пьяных соседских воплей. Сдаётся мне, что дело вот в чём. В человеке тут работают два посыла:
1) Если есть помеха, возьми ситуацию под контроль и устрани помеху.
2) Если ты не в силах устранить помеху, то спокойно игнорируй её.

Так вот, когда помеха исходит от соседа, первый посыл срабатывает, а второй нет. Человек, которому мешают, пытается взять ситуацию под контроль. Если мешающий оказывается покладистым, то дело разрешается просто: достаточно попросить его не мешать, и помеха исчезает. Но если источник помехи идёт в отказ: "я хочу шуметь и буду шуметь", то механизм игнорирования всё равно не срабатывает, ведь помеха ещё не кажется неустранимой. Зато срабатывает механизм доминирования, побуждающий того, кому мешают, если не к агрессии, то к раздражению. Возникают психологические ножницы: с одной стороны кажется, что ситуация может быть взята под контроль, с другой стороны оказывается, что это не так. Вот эти-то ножницы и являются настоящей помехой, а вовсе не шум, свет и прочий лёгкий физический дискомфорт. Человек хочет контроля, а получить его не может! Ну а в случае неустранимой помехи второй посыл срабатывает и "жажду контроля" просто отключает. Как у той лисы из эзоповой басни, которая мудро "отключила" жажду винограда, поняв, что он недоступен. Как то так.
Основной

А к одиннадцати туз

Всё-таки удивительно, как много людей видят причины своих проблем в окружающем мире, а не в себе самом! Нет, это нормально (в смысле - обычно) для юнош и младых дев: они ещё не совсем расстались с детством и где то в глубине души уверены, что им строит козни не собственная лень, а злая бабайка под кроватью. Но ведь многие взрослые, а порою даже весьма рассудительные люди тоже этим больны! Хотя постойте, почему больны? Наоборот, это защитная реакция, способ поддержать самооценку, избежать уныния и спрятаться от "мучительной боли за бесцельно прожитые годы" или за собственные косяки .  Штука полезная, кто бы спорил? Однако, именно из этого полезного защитного механизма произрастают всякого рода безобразия типа мизантропии, ксенофобии, терроризма и охоты на "врагов народа". Блин, ну нет совершенства в этом мире!
Основной

Об оценке средств к существованию


Мне известны шесть основных способов добычи средств к существованию (если вам изввестны другие - дополните список).

1. Охота.
Присвоение средств, у которых нет владельца.

2. Работа.
Изготовление средств или оказание услуг в обмен на средства.

3. Иждивенчество.
Получение средств от других индивидуумов "за так". 

4. Ростовщичество.
Получение средств в виде прибытка на пущенные в оборот имеющиеся средства.

5. Игра.
Риск имеющимся средствами в надежде получить большие. 

6. Отъём.
Присвоение чужых средств против воли их владельца.

Конечно, в чистом виде эти способы существуют редко. Большинство конкретных видов деятельности - это смесь разных способов. Взять, например того же охотника - тут тебе и охота в чистом виде, и игра (результат охоты заранее не предсказуем, а средства тратятся), и ростовщичество (средства вложены в хорошее ружьё), и работа (надо ведь дотащить дичь до покупателя). Тот же набор, допустим, у частника-бомбилы, только в другой пропорции. А вот, скажем, инженер - это работа плюс ростовщичество. Последнее может кому-то показаться спорным, но судите сами: хороший инженер обязательно вкладывает средства или, как минимум, время (а время - тоже средство) в самообразование для того, чтобы делать работу более эффективно.

Если задать множеству людей вопрос "какой из способов добычи средств вы считаете наиболее достойным для себя?", то по ответам можно будет сформировать рейтинг относительной почётности способов.

Скорее всего, люди ответят так:

1) Работа.
2) Охота.
3) Игра.
4) Иждивенчество.
5) Ростовщичество.
6) Отъём.

Но это будут не искренние ответы. Мало кто искренне признается, что на самом деле он предпочёл бы быть буржуем-рантье, а не пахарем-хлеборобом. Искренний рейтинг, если бы его можно было составить, выглядел бы, думаю, так:

1) Ростовщичество
2) Охота
3) Игра
4) Работа
5) Отъём
6) Иждивенчество.

Сравнив эти два рейтинга можно было бы сделать вывод на политическую тему: социализм скис потому, что ему не удалось победить человеческие инстинкты и сформировать достаточное количество людей, у которых работа была бы на первом месте в искреннем рейтинге. Ну а капитализм в искренний рейтинг очень даже хорошо вписывается. Возникает естественый вопрос к противникам капитализма: так стоит ли ломать человечество через колено?

Основной

Всемирный заговор конспирологов

Умный человек не станет верить в конспирологические теории потому что понимает, откуда ноги растут. Это  магистры секретного конспирологического ордена зомбируют человечество!
Антифа

Главная религия

Нация - это такая разновидность религиозной конфессии.
В основе любой религии лежат две веры: в то, что существует бог (или боги, если говорить о язычниках) и в то, что только твоя религия глаголет божью истину,  а все остальные - заблуждаются.
В основе национального самосознания тоже лежат две похожих веры: в то, что существует национальная идея и в то, что твой народ самый правильный.

Нет ни одного объективного признака, по которому можно причислить человека к сторонникам той или иной религии. То же самое и с нацией. И вероисповедание, и национальность человека определяются исключительно его собственным мнением на этот счёт, и ничем больше.

Предвижу такое возражение: мол, известны случаи, когда человек менял религию, но не было такого, чтобы человек менял национальность.  На это я отвечу так. 

Во-первых, это лишь следствие того, что национальная "вера" более укоренена в человеке, чем религиозная. В национальной культуре человек воспитывается с момента рождения. Очень трудно выбить из человека программу, заложенную в младенческие годы. Эффект "маугли"  хорошо известен: не получается изменить звериную ментальность детей, воспитанных животными. Естественно, "перепрограммировать" национальную ментальность человека ещё сложнее, тем более что это, в общем-то, никому и не надо, и в первую очередь, это не надо самому "пациенту". В вере же человек воспитывается лишь с того момента, когда он начинает задавать вопросы более сложные, чем "почему надо кушать сначала кашу, а потом конфеты". Года в четыре, в пять, не раньше.  Поэтому религия не прорастает так глубоко в подсознание, как национальное чувство.

Во-вторых, случаи, когда человек отказывается от своей национальности, таки бывают. Например. во время последней переписи населения некоторые граждане России объявили себя хоббитами и джедаями. Есть так же такое явление, как космополитизм*. Космополиты, в общем-то, одну на другую национальность не меняют, они просто считают национальное самосознание вредной заморочкой. Это, можно сказать, воинствующие атеисты от национальной веры.

В-третьих, даже если человек решит поменять свою национальность, его отказ никто не воспримет всерьёз. Допустим, если рождённый эльфом заявит, что он гоблин, то никто не согласится с ним и не скажет:  "Да, теперь ты гоблин". И свои (эльфы) и чужие (гоблины) скажут: "Нет, ты не гоблин, а эльф, съехавший с катушек". Так случиться именно потому, что подавляющее большинство людей веруют в то, что национальность - это что то настоящее.
____________________________________________
*Наверное, прочитавший сие подумает,  что автор и сам космополит. И это мнение будет ошибочным! Почему это так, я напишу в одном из следующих постов, а пока скажу лишь, что этот текст иллюстрирует мультиаспекуальный подход к национальному вопросу.
Основной

Большая разница

Отличный относительный разбор понятий "жадность" и скупость" от falcao  в сообществе ru_antisinonim. Напоминаю, что цель сообщества ru_antisinonim - выявление тонкой разницы между словами, которые многие ошибочно считают синонимами. Охотники за смыслами - присоединяйтесь!

И не забудьте заглянуть в журнал автора рекомендуемого поста, там всегда есть, что почитать и что обсудить.
Основной

При чём тут культура?

Чай из блюдечка - это вкусно! Лучше, чем из чашки. Если вы не пьёте чай из блюдечка, то вы одно трёх:
- лентяй (лентяйка), ленитесь переливать чай из чашки в блюдце;
- жертва предрассудков, считаете, что пить из блюдечка некультурно;
- жертва этикета, боитесь общественного осуждения.
Кстати, есть компромиссный вариант: пиалы. Но они как-то тоже нынче не в моде.