?

Log in

No account? Create an account

eslitak

Previous Entry Поделиться Next Entry
05:27 pm: Искусство - побочный эфект познания
Кажется, я созрел для того, чтобы привести достаточно объективное определение искусства.

Предварительно замечу, что любое определение базируется на неопределяемых, вытекающих из наблюдаемых фактов понятиях и отношениях. Так вот, наблюдаемым фактом является то, что у человека кроме материальных потребностей есть ещё и духовные (концепция "не хлебом единым жив человек" - общеизвестна). По сути, духовные потребности - это потребности в восприятии информации об окружающем мире. Дальше я буду называть эти потребности - "информационными потребностями", так как слово "духовные" вносит в рассуждение ненужный религиозный подтекст.
На самом деле, информационные потребности - объективное следствие ещё более фундаментальных свойств человека, но углубляться в это дело здесь считаю излишним, поэтому просто предлагаю принять как аксиому следующее утверждение:

У человека существуют потребности в восприятии информации об окружающем мире (Утверждение 1).

Вообще, потребление - необходимое условие функционирования любой системы. С точки зрения организации потребления все системы можно разделить на пассивные и активные. Пассивные системы (например, растения) просто используют ресурсы, имеющиеся в данном конкретном месте. Активные системы (например, животные) предпринимают определённые целенаправленные действия по добыче ресурсов. Очевидно, что активные системы должны иметь встроенный механизм, заставляющий их совершать эти действия. Природа в ходе эволюции создала такой механизм. Действия по добыче материальных ресурсов поощряются приятными ощущениями физического комфорта: сытости, вкуса съеденной пищи, тепла, удобства. Точно так же и добыча информации поощряются приятными ощущениями психологического комфорта: душевным подъёмом, радостью, уменьшением чувства страха и тревоги. Итак, зафиксируем ещё одно утверждение:

Информационные потребности - не продукт сознания, а врождённое качество человека (Утверждение 2).

Если подходить к вопросу чисто механистически и рационально, то информационные потребности должны были бы сводиться к простому уточнению информации о свойствах окружающего мира. Тогда для удовлетворения информационных потребностей было бы вполне достаточно науки. Но, как и все механизмы, возникшие эволюционным путём, механизм поощрения удовольствием за получение новой информации не может действовать вполне рационально с точки зрения сознания. Например, боль, имеющая целью предупредить организм об угрозе, зачастую является большей проблемой, чем сама угроза. Или, например, сексуальное наслаждение, сформировавшееся как механизм, поощряющий продолжение рода, становится самоцелью, отодвигающей размножение на задний план. Точно так же и удовольствие от получения информации из рационального механизма, стимулирующего человека к познанию окружающего мира, превращается в иррациональную самоцель. Но, разумеется, рациональная потребность в истинном знании тоже никуда не девается. Соответственно, фиксируем третье утверждение:

Информационные потребности делятся на рациональные (потребности в истинном знании) и иррациональные (потребности в удовлетворении информационного вожделения). (Утверждение 3).

Вот теперь я готов сформулировать определение искусства для тех, кто принимает предложенные, и, надеюсь, обоснованные мной утверждения. Итак:

Искусство - деятельность, направленная на удовлетворение иррациональных информационных потребностей человека, а также продукты этой деятельности.

Спасибо neo_der_tall, посеявшего коментами к предыдущему сообщению зерно для этой темы.

Tags: , ,

Comments

[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Май 3, 2008 07:28 pm

Я считаю? это Вы утверждали.

(Link)
Я то свой уже сформулировал, правда? вот только он Вас видать не устроил, т.к. качество тоже меряет. ;)
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 3, 2008 07:42 pm

Re: Я считаю? это Вы утверждали.

(Link)
Не правда. Я не видел никакой практически полезной формулировки. Впрочем, допускаю, что я действительно чего-то не заметил, бывает. Тогда повторите пожалуйста.
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Май 3, 2008 07:47 pm

Так Вы настаиваете что Ваш критерий объективен?

(Link)
Мои предложения по критериям тут написаны. Сразу скажу о практичности - стоимость картин Моне определяется кругом богатеньких любителей Моне. Очень практично определяется. с точностью до доллара.

А Вы свой объективный критерий "искусство или нет" так и не привели. Который объективен и дает либо 0 либо 1.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 3, 2008 08:02 pm

Re: Так Вы настаиваете что Ваш критерий объективен?

(Link)
"Если Вам так хочется объективный пример исскуства - то музыка сгодиться? с ее правильными/неправильными ритмами, фальшивыми/не фальшивыми нотами, числом гармоник и их чистоте в звуке?"

Вы вот это называете формулировкой объективного критерия? ОК, тогда проведите на основе этой формулировки сравнительный анализ качества мелодий "Жили у бабуси два весёлых гуся" и "Танец маленьких лебедей".

"Сразу скажу о практичности - стоимость картин Моне определяется кругом богатеньких любителей Моне. Очень практично определяется. с точностью до доллара."

И что из этого следует?

"А Вы свой объективный критерий "искусство или нет" так и не привели. Который объективен и дает либо 0 либо 1."

Да почему же не привёл? Смотрите определение в исходном посте.
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Май 3, 2008 08:05 pm

я сказал что критерий не универсален. Не заметили?

(Link)
Знаете, похоже наше мышление на столько отличается, что дальнейшие поиски истины в спорах будут не менее затратны чем этот. Не будем рубить хвост по частям. Прощайте.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 4, 2008 04:12 pm

Re: я сказал что критерий не универсален. Не заметили?

(Link)
Неужели Вы верите, что в спорах рождается истина? В спорах оттачивается мышление и иногда рождаются идеи. Причём, чем более собеседники отличаются по типу мышления, тем эффективнее этот процесс.
Впрочем, как хотите. До встречи у общих френдов.
Разработано LiveJournal.com