?

Log in

No account? Create an account

eslitak

Previous Entry Поделиться Next Entry
05:27 pm: Искусство - побочный эфект познания
Кажется, я созрел для того, чтобы привести достаточно объективное определение искусства.

Предварительно замечу, что любое определение базируется на неопределяемых, вытекающих из наблюдаемых фактов понятиях и отношениях. Так вот, наблюдаемым фактом является то, что у человека кроме материальных потребностей есть ещё и духовные (концепция "не хлебом единым жив человек" - общеизвестна). По сути, духовные потребности - это потребности в восприятии информации об окружающем мире. Дальше я буду называть эти потребности - "информационными потребностями", так как слово "духовные" вносит в рассуждение ненужный религиозный подтекст.
На самом деле, информационные потребности - объективное следствие ещё более фундаментальных свойств человека, но углубляться в это дело здесь считаю излишним, поэтому просто предлагаю принять как аксиому следующее утверждение:

У человека существуют потребности в восприятии информации об окружающем мире (Утверждение 1).

Вообще, потребление - необходимое условие функционирования любой системы. С точки зрения организации потребления все системы можно разделить на пассивные и активные. Пассивные системы (например, растения) просто используют ресурсы, имеющиеся в данном конкретном месте. Активные системы (например, животные) предпринимают определённые целенаправленные действия по добыче ресурсов. Очевидно, что активные системы должны иметь встроенный механизм, заставляющий их совершать эти действия. Природа в ходе эволюции создала такой механизм. Действия по добыче материальных ресурсов поощряются приятными ощущениями физического комфорта: сытости, вкуса съеденной пищи, тепла, удобства. Точно так же и добыча информации поощряются приятными ощущениями психологического комфорта: душевным подъёмом, радостью, уменьшением чувства страха и тревоги. Итак, зафиксируем ещё одно утверждение:

Информационные потребности - не продукт сознания, а врождённое качество человека (Утверждение 2).

Если подходить к вопросу чисто механистически и рационально, то информационные потребности должны были бы сводиться к простому уточнению информации о свойствах окружающего мира. Тогда для удовлетворения информационных потребностей было бы вполне достаточно науки. Но, как и все механизмы, возникшие эволюционным путём, механизм поощрения удовольствием за получение новой информации не может действовать вполне рационально с точки зрения сознания. Например, боль, имеющая целью предупредить организм об угрозе, зачастую является большей проблемой, чем сама угроза. Или, например, сексуальное наслаждение, сформировавшееся как механизм, поощряющий продолжение рода, становится самоцелью, отодвигающей размножение на задний план. Точно так же и удовольствие от получения информации из рационального механизма, стимулирующего человека к познанию окружающего мира, превращается в иррациональную самоцель. Но, разумеется, рациональная потребность в истинном знании тоже никуда не девается. Соответственно, фиксируем третье утверждение:

Информационные потребности делятся на рациональные (потребности в истинном знании) и иррациональные (потребности в удовлетворении информационного вожделения). (Утверждение 3).

Вот теперь я готов сформулировать определение искусства для тех, кто принимает предложенные, и, надеюсь, обоснованные мной утверждения. Итак:

Искусство - деятельность, направленная на удовлетворение иррациональных информационных потребностей человека, а также продукты этой деятельности.

Спасибо neo_der_tall, посеявшего коментами к предыдущему сообщению зерно для этой темы.

Tags: , ,

Comments

[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 3, 2008 06:44 pm

Re: а вот топор каменный перестал. Как быть?

(Link)
Вопрос слишком надуман. Я не могу представить себе, как две автообыляполки, создаваемые разными людьми и с разными целями могут получиться одинаковыми. Тем не менее моя крнцепция позволяет однозначно ответить даже на такой вопрос: искусство генерит та машина, которая именно для этого создавалась.
У меня к Вам встречный вопрос. Допустим, имеется автоляпалка, запрограммированная на рисование простых геометрических фигур чёрной краской на белом фоне. В один прекрасный момент эта ляпалка создаст чёрный квадрат. Сочтёте ли Вы это произведение искусством? Думаю - нет. В то же время аналогичная картина, нарисованная Малевичем, искусством безусловно является. Вывод: само изделие не содержит ничего такого, чтобы позволяло однозначно причислить его к искусству.
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Май 3, 2008 06:48 pm

Т.е. объективного критерия нет?

(Link)
правильно? нельзя сказать, по предмету, искусство оно или нет. Так?

Если честно, то мне уже не удобно. Я думал Вы посильнее будете, признаете свою неправоту много раньше, нет же. Приходится совсем в тупик заводить. Как маленького.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 3, 2008 07:25 pm

Re: Т.е. объективного критерия нет?

(Link)
Приятно быть стороной в диспуте и арбитром одновременно, не правда ли? ;)
Между тем сами Вы упорно бьётесь головой в тупик, только не хотите видеть этого. Я прошу чётко и внятно, по моему: если Вы считаете, что критерий есть, просто сформулируйте его, и всё.
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Май 3, 2008 07:28 pm

Я считаю? это Вы утверждали.

(Link)
Я то свой уже сформулировал, правда? вот только он Вас видать не устроил, т.к. качество тоже меряет. ;)
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 3, 2008 07:42 pm

Re: Я считаю? это Вы утверждали.

(Link)
Не правда. Я не видел никакой практически полезной формулировки. Впрочем, допускаю, что я действительно чего-то не заметил, бывает. Тогда повторите пожалуйста.
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Май 3, 2008 07:47 pm

Так Вы настаиваете что Ваш критерий объективен?

(Link)
Мои предложения по критериям тут написаны. Сразу скажу о практичности - стоимость картин Моне определяется кругом богатеньких любителей Моне. Очень практично определяется. с точностью до доллара.

А Вы свой объективный критерий "искусство или нет" так и не привели. Который объективен и дает либо 0 либо 1.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 3, 2008 08:02 pm

Re: Так Вы настаиваете что Ваш критерий объективен?

(Link)
"Если Вам так хочется объективный пример исскуства - то музыка сгодиться? с ее правильными/неправильными ритмами, фальшивыми/не фальшивыми нотами, числом гармоник и их чистоте в звуке?"

Вы вот это называете формулировкой объективного критерия? ОК, тогда проведите на основе этой формулировки сравнительный анализ качества мелодий "Жили у бабуси два весёлых гуся" и "Танец маленьких лебедей".

"Сразу скажу о практичности - стоимость картин Моне определяется кругом богатеньких любителей Моне. Очень практично определяется. с точностью до доллара."

И что из этого следует?

"А Вы свой объективный критерий "искусство или нет" так и не привели. Который объективен и дает либо 0 либо 1."

Да почему же не привёл? Смотрите определение в исходном посте.
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Май 3, 2008 08:05 pm

я сказал что критерий не универсален. Не заметили?

(Link)
Знаете, похоже наше мышление на столько отличается, что дальнейшие поиски истины в спорах будут не менее затратны чем этот. Не будем рубить хвост по частям. Прощайте.
[User Picture]
From:jak40
Date:Май 3, 2008 09:04 pm

Re: я просил объективный критерий.

(Link)
Не хотел комментировать предельно неконструктивное определение из этого поста, но не могу пройти молча мимо Ваших наездов.
Полностью поддерживаю все до этого места ответы Еслитака.
Да, любая мазня может оказаться искусством.
Да, по объекту нельзя сказать, искусство это или нет.
Проще всего (но не обязательно) это увидеть, сравнивая идентичные фотографии "нарисованного" и "настоящего".
Мне кажется, что Вы против очевидного ТОЛЬКО потому, что Вам не хочется, чтобы было так.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 4, 2008 03:58 pm

Re: я просил объективный критерий.

(Link)
За поддержку спасибо. Но мне крайне интересно, что же неконструктивного в моём определении? Да ещё и предельно.
[User Picture]
From:jak40
Date:Май 5, 2008 12:05 pm
(Link)
На здоровье.

1.У человека существуют потребности в восприятии информации об окружающем мире.
2. Информационные потребности - не продукт сознания, а врождённое качество человека.
3. Информационные потребности делятся на рациональные (потребности в истинном знании) и иррациональные (потребности в удовлетворении информационного вожделения).
Итак: Искусство - деятельность, направленная на удовлетворение иррациональных информационных потребностей человека, а также продукты этой деятельности.


Неэвклидово искусствоведение на раз:

1. У крокодилов существуют потребности в восприятии информации об окружающем мире.
2. Информационные потребности - не продукт сознания, а врождённое качество крокодила.
3. Информационные потребности делятся на рациональные (потребности в истинном знании) и иррациональные (потребности в удовлетворении информационного вожделения).
Итак: Искусство - деятельность, направленная на удовлетворение иррациональных информационных потребностей крокодилов, а также продукты этой деятельности.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 5, 2008 07:32 pm
(Link)
С формальной точки зрения всё верно. Наверняка при желании можно создать зрелище или сочетание звуков, которое заворожит крокодила. Только вот вряд ли кому то придёт в голову творить в этом направлении.
Кстати, говорят, у коров, которые слушают классическую музыку повышаются удои и жирность молока.
Так что всё в порядке, Эвклид спит спокойно.
[User Picture]
From:jak40
Date:Май 5, 2008 08:12 pm
(Link)
Проблема не в молоке, а в том, что это определение. Поэтому Джоконда, потребности крокодилов не удовлетворяющая, оказывается не искусством...
Кстати, я предусмотрительно назвал альтернативное определение не неверным, а лишь неконструктивным :)
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Май 3, 2008 06:50 pm

про надуманность

(Link)
Конечно он надуман. Утрирован. Специально. Но внизу есть про меч и про портрет ненадуманные.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 3, 2008 07:42 pm

Re: про надуманность

(Link)
Отвечено там.
Разработано LiveJournal.com