?

Log in

No account? Create an account

eslitak

Previous Entry Поделиться Next Entry
05:27 pm: Искусство - побочный эфект познания
Кажется, я созрел для того, чтобы привести достаточно объективное определение искусства.

Предварительно замечу, что любое определение базируется на неопределяемых, вытекающих из наблюдаемых фактов понятиях и отношениях. Так вот, наблюдаемым фактом является то, что у человека кроме материальных потребностей есть ещё и духовные (концепция "не хлебом единым жив человек" - общеизвестна). По сути, духовные потребности - это потребности в восприятии информации об окружающем мире. Дальше я буду называть эти потребности - "информационными потребностями", так как слово "духовные" вносит в рассуждение ненужный религиозный подтекст.
На самом деле, информационные потребности - объективное следствие ещё более фундаментальных свойств человека, но углубляться в это дело здесь считаю излишним, поэтому просто предлагаю принять как аксиому следующее утверждение:

У человека существуют потребности в восприятии информации об окружающем мире (Утверждение 1).

Вообще, потребление - необходимое условие функционирования любой системы. С точки зрения организации потребления все системы можно разделить на пассивные и активные. Пассивные системы (например, растения) просто используют ресурсы, имеющиеся в данном конкретном месте. Активные системы (например, животные) предпринимают определённые целенаправленные действия по добыче ресурсов. Очевидно, что активные системы должны иметь встроенный механизм, заставляющий их совершать эти действия. Природа в ходе эволюции создала такой механизм. Действия по добыче материальных ресурсов поощряются приятными ощущениями физического комфорта: сытости, вкуса съеденной пищи, тепла, удобства. Точно так же и добыча информации поощряются приятными ощущениями психологического комфорта: душевным подъёмом, радостью, уменьшением чувства страха и тревоги. Итак, зафиксируем ещё одно утверждение:

Информационные потребности - не продукт сознания, а врождённое качество человека (Утверждение 2).

Если подходить к вопросу чисто механистически и рационально, то информационные потребности должны были бы сводиться к простому уточнению информации о свойствах окружающего мира. Тогда для удовлетворения информационных потребностей было бы вполне достаточно науки. Но, как и все механизмы, возникшие эволюционным путём, механизм поощрения удовольствием за получение новой информации не может действовать вполне рационально с точки зрения сознания. Например, боль, имеющая целью предупредить организм об угрозе, зачастую является большей проблемой, чем сама угроза. Или, например, сексуальное наслаждение, сформировавшееся как механизм, поощряющий продолжение рода, становится самоцелью, отодвигающей размножение на задний план. Точно так же и удовольствие от получения информации из рационального механизма, стимулирующего человека к познанию окружающего мира, превращается в иррациональную самоцель. Но, разумеется, рациональная потребность в истинном знании тоже никуда не девается. Соответственно, фиксируем третье утверждение:

Информационные потребности делятся на рациональные (потребности в истинном знании) и иррациональные (потребности в удовлетворении информационного вожделения). (Утверждение 3).

Вот теперь я готов сформулировать определение искусства для тех, кто принимает предложенные, и, надеюсь, обоснованные мной утверждения. Итак:

Искусство - деятельность, направленная на удовлетворение иррациональных информационных потребностей человека, а также продукты этой деятельности.

Спасибо neo_der_tall, посеявшего коментами к предыдущему сообщению зерно для этой темы.

Tags: , ,

Comments

[User Picture]
From:reader59
Date:Май 3, 2008 03:07 pm
(Link)
Насчет "иррациональности", вообще-то, можно тоже поговорить. Гармонию алгеброй ныне поверяют во многих из искусств, это раз. То бишь у искусства, как предмета восприятия, просматриваются вполне рациональные, и даже счетные, критерии качества. Да и вообще с иррациональностью восприятия все не так просто. Очень возможно, что человек испытывает вполне физиологическую, то есть рациональную, потребность в периодических изменениях собственной биохимии, только искусством вызываемыми.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 3, 2008 06:30 pm
(Link)
Слово "иррациональное" употреблено мной в том смысле, что информация, которую несёт искусство, не имеет видимого разумом прикладного значения. А так, конечно, я и говорю о физиологии: потребность в информации - следствие работы физиологических механизмов.
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Май 3, 2008 06:33 pm

а вот портреты, когда для узнавания писали, оно как?

(Link)
До того как фото изобрели, слали портрет принцессы прынцу? портрет искусство аль нет? А если нарисовали чтоб послать, на забыли?
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 3, 2008 07:38 pm

Re: а вот портреты, когда для узнавания писали, оно как?

(Link)
Смотрите ответ про меч. Тут тот же принцип: предмет имеет как утилитарное, так и художественное назначение.
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Май 3, 2008 06:51 pm

кстати, а как быть с фотографией?

(Link)
если на паспорт оно искуство? а если распечатать покрупнее и в рамочку? А в виде файла оно искусство?
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 3, 2008 07:37 pm

Re: кстати, а как быть с фотографией?

(Link)
С фото очень просто. На паспорт - не искусство. На показ - искусство.
[User Picture]
From:reader59
Date:Май 4, 2008 02:02 am
(Link)
Ну, тогда я бы несколько осторожнее относился к терминологии. Смысл, приданный Вами этому слову, не самый распространенный. См.http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B8%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 4, 2008 04:16 pm
(Link)
Почему же не распространённый? Вот этот смысл вполне годится:

ИРРАЦИОНА'ЛЬНЫЙ, ая, ое; -лен, льна, льно [латин. irrationalis - неразумный]. 1. Непостигаемый разумом, выходящий за пределы постигаемого умом (филос.).

Тем более это следует из контекста поста.
Разработано LiveJournal.com