?

Log in

No account? Create an account

eslitak

Previous Entry Поделиться Next Entry
05:27 pm: Искусство - побочный эфект познания
Кажется, я созрел для того, чтобы привести достаточно объективное определение искусства.

Предварительно замечу, что любое определение базируется на неопределяемых, вытекающих из наблюдаемых фактов понятиях и отношениях. Так вот, наблюдаемым фактом является то, что у человека кроме материальных потребностей есть ещё и духовные (концепция "не хлебом единым жив человек" - общеизвестна). По сути, духовные потребности - это потребности в восприятии информации об окружающем мире. Дальше я буду называть эти потребности - "информационными потребностями", так как слово "духовные" вносит в рассуждение ненужный религиозный подтекст.
На самом деле, информационные потребности - объективное следствие ещё более фундаментальных свойств человека, но углубляться в это дело здесь считаю излишним, поэтому просто предлагаю принять как аксиому следующее утверждение:

У человека существуют потребности в восприятии информации об окружающем мире (Утверждение 1).

Вообще, потребление - необходимое условие функционирования любой системы. С точки зрения организации потребления все системы можно разделить на пассивные и активные. Пассивные системы (например, растения) просто используют ресурсы, имеющиеся в данном конкретном месте. Активные системы (например, животные) предпринимают определённые целенаправленные действия по добыче ресурсов. Очевидно, что активные системы должны иметь встроенный механизм, заставляющий их совершать эти действия. Природа в ходе эволюции создала такой механизм. Действия по добыче материальных ресурсов поощряются приятными ощущениями физического комфорта: сытости, вкуса съеденной пищи, тепла, удобства. Точно так же и добыча информации поощряются приятными ощущениями психологического комфорта: душевным подъёмом, радостью, уменьшением чувства страха и тревоги. Итак, зафиксируем ещё одно утверждение:

Информационные потребности - не продукт сознания, а врождённое качество человека (Утверждение 2).

Если подходить к вопросу чисто механистически и рационально, то информационные потребности должны были бы сводиться к простому уточнению информации о свойствах окружающего мира. Тогда для удовлетворения информационных потребностей было бы вполне достаточно науки. Но, как и все механизмы, возникшие эволюционным путём, механизм поощрения удовольствием за получение новой информации не может действовать вполне рационально с точки зрения сознания. Например, боль, имеющая целью предупредить организм об угрозе, зачастую является большей проблемой, чем сама угроза. Или, например, сексуальное наслаждение, сформировавшееся как механизм, поощряющий продолжение рода, становится самоцелью, отодвигающей размножение на задний план. Точно так же и удовольствие от получения информации из рационального механизма, стимулирующего человека к познанию окружающего мира, превращается в иррациональную самоцель. Но, разумеется, рациональная потребность в истинном знании тоже никуда не девается. Соответственно, фиксируем третье утверждение:

Информационные потребности делятся на рациональные (потребности в истинном знании) и иррациональные (потребности в удовлетворении информационного вожделения). (Утверждение 3).

Вот теперь я готов сформулировать определение искусства для тех, кто принимает предложенные, и, надеюсь, обоснованные мной утверждения. Итак:

Искусство - деятельность, направленная на удовлетворение иррациональных информационных потребностей человека, а также продукты этой деятельности.

Спасибо neo_der_tall, посеявшего коментами к предыдущему сообщению зерно для этой темы.

Tags: , ,

Comments

[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Май 3, 2008 01:57 pm

я просил объективный критерий.

(Link)
//Искусство - деятельность, направленная на удовлетворение иррациональных информационных потребностей человека, а также продукты этой деятельности.
//
какого именно человека?
Если Вы потеряли нить, то я напоминаю: Вы утверждаете что есть объективный критерий исскуства, но нет объективного критерия качества исскуства.

Итак, берем любую мазню, если находим хоть одного человека хоть в каком состоянии, который говорит "что-то в этом есть", то мазню признаем исскуством. так?
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 3, 2008 02:14 pm

Re: я просил объективный критерий.

(Link)
Ну это, конечно, немножко шире, чем ответ на вашу просьбу. Собственно ответом можно считать само опроеделение, выделенное жирным.

"Итак, берем любую мазню, если находим хоть одного человека хоть в каком состоянии, который говорит "что-то в этом есть", то мазню признаем исскуством. так?"

Так. Только для этого не требуется даже одного человека. Достаточно самого создателя мазни. Понимаете, формально текст, не содержащий информации, типа "фылп ыэыэы фэй важакл 09Й2Г" не перестаёт быть текстом от того, что не содержит осмысленной информации. Так же и мазня не перестаёт быть картиной, даже если все признали её бездарной.
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Май 3, 2008 02:21 pm

т.е. по Вашему, исскуство все? или нет?

(Link)
т.е. все что наляпает человек - это искусство ? всё всё? А если вместо человека будет автоабыляполка? она будет искусство генерить?
[User Picture]
From:nigdeja
Date:Май 3, 2008 02:39 pm
(Link)
Тот, кто создает произведение, удовлетворяет собственную иррациональную потребность, можно даже сказать информационную, поскольку познает и выражает самого себя. Вряд ли в момент творчества он думает о чьих-то потребностях.
К слову сказать, наука давно перешагнула порог рациональных информационных потребностей, т.е. потребностей выживания человека как вида.
Роль зрителя в процессе создания произведения и пределы научного знания - вопросы достойные не одного отдельного поста.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 3, 2008 06:26 pm
(Link)
Это не как не противоречит предлагаемой концепции. Если человек плетёт лапти для себя, а не на продажу, лапти не перестают быть лаптями.
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Май 3, 2008 06:31 pm

а вот топор каменный перестал. Как быть?

(Link)
А ничего что мечи считаются произведениями искусства, но при этом вполне функциональны? Чем каменный топор то провинился??
[User Picture]
From:nigdeja
Date:Май 3, 2008 06:58 pm
(Link)
Если отбросить соображения об уникальности и художественной ценности, можно самовыражаться и лаптями, но тогда при чем здесь информационные потребности, да еще иррациональные.

Искусство - это иррациональная потребность человека. Мне кажется это исчерпывающее определение.
[User Picture]
From:reader59
Date:Май 3, 2008 03:07 pm
(Link)
Насчет "иррациональности", вообще-то, можно тоже поговорить. Гармонию алгеброй ныне поверяют во многих из искусств, это раз. То бишь у искусства, как предмета восприятия, просматриваются вполне рациональные, и даже счетные, критерии качества. Да и вообще с иррациональностью восприятия все не так просто. Очень возможно, что человек испытывает вполне физиологическую, то есть рациональную, потребность в периодических изменениях собственной биохимии, только искусством вызываемыми.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 3, 2008 06:30 pm
(Link)
Слово "иррациональное" употреблено мной в том смысле, что информация, которую несёт искусство, не имеет видимого разумом прикладного значения. А так, конечно, я и говорю о физиологии: потребность в информации - следствие работы физиологических механизмов.
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Май 3, 2008 06:33 pm

а вот портреты, когда для узнавания писали, оно как?

(Link)
До того как фото изобрели, слали портрет принцессы прынцу? портрет искусство аль нет? А если нарисовали чтоб послать, на забыли?
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Май 3, 2008 06:51 pm

кстати, а как быть с фотографией?

(Link)
если на паспорт оно искуство? а если распечатать покрупнее и в рамочку? А в виде файла оно искусство?
[User Picture]
From:reader59
Date:Май 4, 2008 02:02 am
(Link)
Ну, тогда я бы несколько осторожнее относился к терминологии. Смысл, приданный Вами этому слову, не самый распространенный. См.http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B8%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5
[User Picture]
From:ptushnik
Date:Май 5, 2008 10:59 am
(Link)
Странный поворот. В одном из своих значений слово "искусство" близко по смыслу к словам "умение", "мастерство". Мне кажется, в этом ключ и к пониманию искусства как художественного творчества. То есть, искусство должно отличаться от рядового и обычного. А отличаться можно по двум направлениям: или новизной (тем, стилей, приемов и т.п.), или особым качеством исполнения.
Как правило, новизну ценят выше, поэтому она очень спекулятивно используется. Отсюда и лезут черные квадраты и прочая мазня. Мне милее мастера, которые диваны десятилетиями вырезали.
[User Picture]
From:jak40
Date:Май 5, 2008 12:07 pm

+1

(Link)
(вот такие мы консерваторы:)
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 5, 2008 07:22 pm
(Link)
Это не противоречит сказанному в посте, скорее наоборот. Рядовое и обычное не содержит новой информации, поэтому не выполняет ту задачу, которую должно выполнять искусство. И насчёт черного квадрата согласен - спекуляция чистой воды. И тем не менее - искусство.
Разработано LiveJournal.com