?

Log in

No account? Create an account

eslitak

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
11:20 pm: Райские проблемы
.
Говорят, что в раю – вечное блаженство и всеобъемлющий ништяк. Ни тебе материальных забот, ни боли, ни опасностей, ни тревог. И всё это без усилий, обязанностей, ответственности – безграничная свобода. Понятно, что обеспечить райским жителям такое животное индивидуальное счастье, для Бога – раз плюнуть. Но человеку ведь для полного счастья необходимы ещё отношения: любовь там, дружба, просто общение, наконец. А такие отношения всегда подразумевают участие двух, как минимум, человеческих душ. Вопрос: как главный по раю разруливает возможные проблемы таких отношений?

Давайте рассмотрим три примера.

Пример 1.

В земной жизни Маша любит Васю, Вася любит Машу. После Маша попадает в рай, а Вася попадает в ад. Васе, допустим, поделом, предупреждали же – не греши! Но вот как обеспечить Маше райское счастье? Она ведь страдает: любимый мучается в аду и навсегда потерян. Как тут быть Богу? Видится два варианта.

Во-первых, Бог может просто «отключить» машину любовь и тоску по Васе. Нравится вам такое решение? Мне – нет. Это, примерно, как решать сексуальные проблемы любимого котика путём его кастрации. Ладно, возможно, аналогия с котом слишком грубая для райской темы. Но, как бы то ни было, ни о какой свободе личности тут говорить не приходится: Бог решает за Машу.

Во-вторых, Бог может создать «суррогат» бессмертной души Василия, не отличимый от оригинала, и «подсунуть» его Маше за настоящего Васю. А о том, что настоящий Вася в аду, Маше знать не обязательно. В принципе, по-человечески нормальный вариант. Но в нём ведь, согласитесь, есть некоторый обман. Разве Бог может это себе это позволить? Опять же, у тех безгрешных душ, которых Вася при жизни обидел, могут возникнуть вопросы к божьей справедливости: а что этот негодяй тут, в раю, делает?

Пример 2.

В земной жизни Петя любит Дусю, а Дуся к Пете равнодушна, или вообще он ей противен. Вот попадают они оба в рай, и как Богу осчастливить Петю? Тут видятся те же два варианта. Первый – отключить любовь у Пети или включить любовь у Дуси. Опять принудительное вмешательство в одну из душ! Второй вариант – обмануть Петю «во благо», то есть, подменить Дусю влюблённым в Петю суррогатом. Но тогда надо этих двух Дусь развести по раю так, чтобы они никогда не узнали о существовании друг друга. И чтобы никто из райских жителей об этом не узнал. Последнее, кстати, довольно трудно обеспечить, если у Пети и Дуси есть общие добрые знакомые.

Пример 3

В земной жизни Эмма любит Эдика и считает его идеалом. А Эдик, на самом деле, изменщик, педофил и вообще враг народа. Эмма, когда она попадёт в рай и всё про Эдика узнает, конечно, тут же разлюбит его. Но неприятный осадок останется: вот дура, любила такого мерзавца! Как прикажете Богу «купировать» эту неприятность?

Можно много ещё таких примеров придумать, конечно. Что сделает Бог – ответа нет. Впрочем, если есть Бог, то и ответ у него есть тоже. Кто попадёт в рай, тот узнает.



Tags: ,

Comments

[User Picture]
From:ptushnik
Date:Август 27, 2015 05:51 pm
(Link)
Вопрос из серии: хватит ли в Раю Мартеля, трюфелей и презервативов, если праведники будут каждый день бухать и трахаться.

Какой-то суетный Рай, в такой даже не слишком хочется.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Август 27, 2015 06:02 pm
(Link)
Вопрос о том, хватит ли Мартеля, снят в первом же абзаце поста: хватит. Так что суеты там не предвидится.
[User Picture]
From:ptushnik
Date:Август 28, 2015 06:00 am
(Link)
Я назвал такой рай суетным не потому, что там чего-то не хватает. Он почему-то устроен как проекция обычного суетного мира, но с "животным индивидуальным счастьем". Вот в такой и не хочется. Это, видимо, рай для атеистов.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Август 28, 2015 02:49 pm
(Link)
Если на то пошло, то чувственные хотелки можно и отрезать, я не против. Вопрос же как раз в том, как Бог удовлетворяет "возвышенные" потребности.

Вот захочется мне, скажем, побеседовать с Сократом. Это, разве, суетное желание? По-моему - нет. А Сократу это, допустим, нафиг не сдалось, у него таких кандидатов в собеседники - пара сотен миллионов. Как Бог решит эту проблему?
[User Picture]
From:benazir
Date:Август 29, 2015 07:25 am
(Link)
Возможно, Он даст тебе возможность мыслить, как Сократ (не навсегда, а на время беседы с Сократом), чтобы ты мог "побеседовать" с ним в диалоге с самим собой:)
[User Picture]
From:eslitak
Date:Август 30, 2015 08:51 pm
(Link)
Не, ну это как бухать в одиночку. Пусть уж лучше будет суррогат Сократа :)
[User Picture]
From:ptushnik
Date:Сентябрь 9, 2015 08:41 am
(Link)
Уезжал в отпуск, поэтому отвечаю с опозданием. :)

Непонятно, откуда вообще взялась эта модель рая, где Бог выступает в роли Золотой Рыбки, а обитатели рая - обобщенная старуха.
Из канонических текстов я помню только один случай, когда Бог "заморочился отношениями" - он создал для Адама Еву. Но это был проторай - рай на Земле. Небесный рай обычно описывают по-другому. "Там" человека (его душу) мирские проблемы перестают волновать, он находит какие-то другие смыслы существования (более высокие, божественные). Возможно, в них будет познание, поиск и общение с
Сократом (который вообще-то нехристь). Но не уверен, что это будет Бог устраивать. Скорее праведник сам становится частью Бога (частью мировой гармонии, определяющей этот Мир).
[User Picture]
From:eslitak
Date:Сентябрь 10, 2015 06:04 pm
(Link)
Модель "Рай - полная чаша" может и примитивна с точки зрения продвинутых теологов, но в мыслях большинства верующих доминирует именно она. Например, "рядовых" мусульман агитируют отнюдь не "высокими материями", а ожидающими их в Раю толпами нагих гурий. Или вот ещё показатель: метафору "Рай на Земле" применяют к тем местам, которые сулят своим обитателям физиологический комфорт и беззабоотную жизнь, типа курортов с ласковым климатом, люксовым оттелем и обходительным персоналом. А вовсе не к тем, где человек может, якобы, приобщиться к духовным смыслам, типа католического Ватикана или православного Афона.

"Откуда вообще взялась эта модель" - вполне понятно. Оттуда же, откуда берутся все прочие идеологические манипуляции, призванные склонить "пациентов" к определённому поведению в условиях дефицита у манимулятора материальных мотиваторов (во завернул!).

Что же касается модели с божественными смыслами - вот тут как раз сложнее понять, откуда она. Вероятно, этот тип Рая придумали для себя те редкие индивидуумы, которых мирские проблемы мало волнуют и так. Но ведь они уже при земной жизни в своём раю: забили на мирское и думают только о высоком, божественном. По идее, истинный Рай для них должен быть привлекателен лишь тем, что там размышлениям о высоком можно предаваться вечно.

Кстати, интересно, Бог, когда создавал Еву, какое желание Адама хотел удовлетворить? Жажду духовного общения или мирское вожделение?
[User Picture]
From:ptushnik
Date:Сентябрь 11, 2015 03:56 pm
(Link)
Ну, опрос мы не проводили, поэтому тезис, что именно такая модель доминирует в мыслях большинства верующих, предлагаю отложить за недоказанностью. Возможно, она доминирует в мыслях неверующих, поскольку они в церковь не ходят, проповедей не слушают, исходят из того, что Рабинович напел.
Про гурий я тоже слышал, но поскольку не знаю даже основ мусульманского учения о Рае, то не берусь делать каких-либо выводов на такой зыбкой почве. Некоторые еще про амброзию рассказывают, но это вроде бы античная традиция. А в Валгалле герои пировали и дрались, везде свои традиции.
Рай на Земле можно толковать, как изобилие и ласковый климат, если иметь в виду Эдемский сад, где жили Адам и Ева. Сад этот, кстати, Адам сам возделывал и хранил. Так что безделья там не было.
Впрочем, если целью текста было поставить под сомнение модель рая из рекламы люксовых отелей, то я все свои возражения снимаю.
Про божественные смыслы я не утверждал, а допускал. Там важным пунктом было не само их наличие, а то, что если они есть, то это не забота Бога, он не обязан их обеспечивать.
Что касается того, зачем Бог создавал Еву в пару Адаму, то каноническая точка зрения такова:
"...сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле..." - про вожделение здесь ничего не говорится, это то ли побочный эффект, то ли стимул для размножения. Скорее последнее, с церковной точки зрения секс только для удовольствия - это грех.
[User Picture]
From:ptushnik
Date:Август 28, 2015 06:03 am
(Link)
Точнее, для материалистов.
Разработано LiveJournal.com