Универсальной причиной всех проблем человека и человечества является свойство средства прикидываться целью. Средство, возникающее как механизм решения тех или иных задач, само приобретает статус цели. Эта вторичная, кажущаяся цель провоцирует в свою очередь некое качество человека или общества. Продемонстрирую эту мысль на нескольких цепочках превращений следующего вида:
Цель истинная – средство, превратившееся в цель кажущуюся – качество.
1. Первая группа цепочек превращения средства в цель вполне биологична. Она передана нам в наследство от неразумных предков. Базовые цели здесь вытекают из естественных потребностей любого биологического вида.
Питание – удовольствие от вкуса пищи – обжорство.
2. Вторая группа цепочек прицепилась к человеку уже разумному, но ещё не способному к абстрактному анализу. Базовые цели - потребности индивидуума в адаптации к условиям примитивного социума.
Забота о безопасности – желание контроля – жажда власти.
Забота о ресурсах – радость обладания – скупость.
Подражание успешному опыту – удовлетворённость равенством – зависть.
Забота о сексуальной стабильности – радость близости – ревность.
Забота об успешности – удовольствие быть "не как все" – жажда роскоши.
3. Третья группа превращений - это уже «достижения» относительно развитого общества. Базовые цели и средства их достижения здесь уже результат человеческого опыта, что, впрочем, не мешает средствам превращаться в ложные цели.
Внутренняя стабильность социума – взаимный контроль – ханжество.
Цель истинная – средство, превратившееся в цель кажущуюся – качество.
1. Первая группа цепочек превращения средства в цель вполне биологична. Она передана нам в наследство от неразумных предков. Базовые цели здесь вытекают из естественных потребностей любого биологического вида.
Питание – удовольствие от вкуса пищи – обжорство.
Размножение – сексуальное наслаждение – похоть.
Конкуренция генотипов – желание доминирования – агрессия.
Экспансивность – радость овладевания – алчность.
Защита от перегрузок – приятность отдыха – лень.
Конкуренция генотипов – желание доминирования – агрессия.
Экспансивность – радость овладевания – алчность.
Защита от перегрузок – приятность отдыха – лень.
2. Вторая группа цепочек прицепилась к человеку уже разумному, но ещё не способному к абстрактному анализу. Базовые цели - потребности индивидуума в адаптации к условиям примитивного социума.
Забота о безопасности – желание контроля – жажда власти.
Забота о ресурсах – радость обладания – скупость.
Подражание успешному опыту – удовлетворённость равенством – зависть.
Забота о сексуальной стабильности – радость близости – ревность.
Забота об успешности – удовольствие быть "не как все" – жажда роскоши.
3. Третья группа превращений - это уже «достижения» относительно развитого общества. Базовые цели и средства их достижения здесь уже результат человеческого опыта, что, впрочем, не мешает средствам превращаться в ложные цели.
Внутренняя стабильность социума – взаимный контроль – ханжество.
Внешняя стабильность социума – отторжение чужого – ксенофобия.
Психологическое здоровье социума – религия – фанатизм.
Адаптивность социума к переменам – вариативность поведения – преступность.
Как видим, букет качеств человека и общества, вырастающих из средств, ошибочно принимаемых за цели, не очень-то красив. Отсюда вывод: следует с раннего детства учить человека не путать средства и цели.