eslitak (eslitak) wrote,
eslitak
eslitak

Category:

Закон превращения средства в цель

Универсальной причиной всех проблем человека и человечества является свойство средства прикидываться целью. Средство, возникающее как механизм решения тех или иных задач, само приобретает статус цели. Эта вторичная, кажущаяся цель провоцирует в свою очередь некое качество человека или общества. Продемонстрирую эту мысль на нескольких цепочках превращений следующего вида:

Цель истинная – средство, превратившееся в цель кажущуюся – качество.  

1. Первая группа цепочек превращения средства в цель вполне биологична. Она передана нам в наследство от неразумных предков. Базовые цели здесь вытекают из естественных потребностей любого биологического вида. 

Питание – удовольствие от вкуса пищи – обжорство. 
Размножение – сексуальное наслаждение – похоть.
Конкуренция генотипов – желание доминирования – агрессия.
Экспансивность – радость овладевания – алчность. 
Защита от перегрузок – приятность отдыха – лень.

2. Вторая группа цепочек прицепилась к человеку уже разумному, но ещё не способному к абстрактному анализу. Базовые цели - потребности индивидуума в адаптации к условиям примитивного социума.

Забота о безопасности – желание контроля – жажда власти.
Забота о ресурсах – радость обладания – скупость.
Подражание успешному опыту – удовлетворённость равенством – зависть.
Забота о сексуальной стабильности – радость близости – ревность.
Забота об успешности – удовольствие быть "не как все" – жажда роскоши.

3. Третья группа превращений - это уже «достижения» относительно развитого общества. Базовые цели и средства их достижения здесь уже результат человеческого опыта, что, впрочем, не мешает средствам превращаться в ложные цели.

Внутренняя стабильность социума – взаимный контроль – ханжество.
Внешняя стабильность социума – отторжение чужого – ксенофобия.
Психологическое здоровье социума – религия – фанатизм.
Адаптивность социума к переменам – вариативность поведения – преступность.
 
Как видим,  букет качеств человека и общества, вырастающих из средств, ошибочно принимаемых за цели, не очень-то красив. Отсюда вывод: следует с раннего детства учить человека не путать средства и цели.  
Tags: социология, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments