?

Log in

No account? Create an account

eslitak

Previous Entry Поделиться Next Entry
07:59 pm: Главный отечественный кинокиллер

Посмотрел вчера фильм "Эйфория". Не впечатлило. Впрочем, не буду обсуждать  фильм как таковой, но хочу поговорить о многократно использованном в нём популярном художественном приёме: долгой фиксации камеры на монотонной картинке.  Нет, кто-нибудь может объяснить, с какой целью наши режиссеры упорно вставляют в свои фильмы длинные эпизоды, в которых ничего не происходит? Я ещё могу понять, зачем камера надолго замирает на неподвижном  лице актёра:  наверное, автор предполагает, что таким образом можно лучше передать зрителю настроение героя. Но для чего в течение нескольких минут, да ещё и несколько раз показывать едущий по степной дороге автомобиль, а то и просто пустую дорогу? Какой глубокий смысл в долгом показе качающейся ветки дерева, текущей воды, неподвижного облака?

Короче, я в очередной раз убедился: Тарковский уничтожил динамику в российском кино. Видимо, русским режиссерам с вгиковских пелёнок внушили, что фильмы Тарковского и его киноприёмы это идеал, и что динамика в кино – удел масскульта и признак голливудской низкопробщины.

Не понимаю, какой смысл видят в этом сами режиссёры и некоторые зрители. Могу лишь выдвинуть три предположения, одно – похвальное для ценителей «уснувшей» камеры, но эзотерическое, второе – ругательное, третье – сугубо материалистическое.

Похвальное: во время неподвижного кадра происходит передача художественного смысла от режиссера к зрителю по некоему сверхчувственному каналу. Этот канал доступен только истинным эстетам; нам, простым смертным, подключаться к нему не дано.

Ругательное: долгие перерывы между эпизодами, наполненными действием, нужны зрителям, мозг которых не способен быстро обрабатывать получаемую информацию. Проще говоря – для тормозов.

Сугубо материалистическое: этот приём позволяет продавать короткометражные  фильмы как полнометражные. Так некоторые хитрые продавцы пользуются способностью сахара впитывать воду и перед продажей утяжеляют его путём увлажнения.

 



Tags: ,

Comments

[User Picture]
From:falcao
Date:Май 12, 2007 08:18 pm

статика

(Link)
Мне такой подход несколько странным кажется. Про "Эйфорию" я ничего не знаю. Но вообще-то эта линия идёт как минимум от Довженко. Я не могу сказать, что люблю все фильмы Тарковского, но "Зеркало" у меня вообще один из любимых фильмов. И там как раз нет action, есть много вроде бы статичных кадров. Но, если знать заранее, что никого не будут убивать, резать, никто не будет ревновать жену, не будет погони и прочего, то такими картинами можно просто любоваться. Подобно тому как мы любуемся, например, закатом или бушующим морем. Отвергать такой стиль в целом -- это слишком радикально, по-моему.

А мой любимый кинорежиссёр -- это Отар Иоселиани.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 12, 2007 09:48 pm

Re: статика

(Link)
"Отвергать такой стиль в целом -- это слишком радикально, по-моему."
Да я не отвергаю, просто лично мне этот приём не понятен. Меня "не зацепило" ни разу, ни у Тарковкого, ни где либо ещё. Так что, прошу не считать это радикализмом, он мне ещё более чужд, чем статичные кадры. :-)
From:rechi_k_bogu
Date:Май 12, 2007 08:49 pm
(Link)
Вспонился кадр из "Соляриса". На подоконнике лежат яблоки, за окном идёт дождь. И этот кадр долго показывают. Он мне тогда понравился. Вспомнилось что-то похожее, почувствовал запах этих яблок, как бы пережил внутри себя какое-то забытое переживание из детства. Ну т.е. этот кадр, я так понимаю, как раз и был рассчитан на ассоциативную память, разбудить в душе некое забытое, сокровенное воспоминание.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 13, 2007 02:07 pm
(Link)
В этом смысле гораздо сильнее может быть хороший натютморт. А сила кино как раз в динамике. Минута действия, по-моему, обладает многократно большим "ассоциативным" потенциалом, чем минута статичного кадра.
[User Picture]
From:polnii
Date:Май 14, 2007 04:49 pm
(Link)
Минута действия, по-моему, обладает многократно большим "ассоциативным" потенциалом, чем минута статичного кадра.
количествено - да, качествено - нет (в случае с тарковским)
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 19, 2007 11:46 am
(Link)
А что означает "качество ассоциаций"? Ассоциация - она либо есть, либо нет.
[User Picture]
From:v_ersilov
Date:Май 14, 2007 05:23 pm

Мужчина и женщина на выжженной земле

(Link)
И я посмотрел. Впечатлило.
Нет смысла обсуждать прием (форму) вне содержания.

Почему фильмы Тарковского живут? Мне важна ваша «внешняя» для его любителей оценка. Не говорите только, что все это «внушение». Его ценят те, кто понимает культуру и искусство.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 14, 2007 06:10 pm

Тарковский многолик

(Link)
Я не могу назвать свою оценку внешней, многое в его творчестве мне близко. "Андрей Рублёв" меня потряс в юности, "Солярис" понравился, "Сталкер" оставил двойственное впечатление, "Зеркало" не понравилось абсолютно.
Так что, я не стану говорить "внушение", я скажу - "созвучие". Вашей внутренней мелодии, скажем, "Эйфория" оказалась созвучна, моей - нет. Согласитесь, культуру и искусство можно понимать по разному.
[User Picture]
From:v_ersilov
Date:Май 18, 2007 05:41 pm

Постсовременность

(Link)
Здесь мы в явном виде подошли к вопросу, который неявно присутствовал в наших диалогах.
Сегодня культура и искусство не только оцениваются по-разному, но вообще «подвергаются сомнению». Чаще всего эту ситуацию называют постмодернистской.
Я называю указанную тенденцию посткультурной (посткультовой).

Тарковский сильно был озабочен тем, куда мы идем.

Суть происходящего – в утрате культурной базы взаимопонимания, поиск новых оснований для выстраивания отношений.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Май 19, 2007 11:42 am

Re: Постсовременность

(Link)
Хорошее слово: "постсовремнность". Обладает каким-то глубоким, но трудно уловимым философским смыслом, хотя, по линейной логике должно бы означать то же, что и недалёкое будущее.
[User Picture]
From:vkpar
Date:Июль 14, 2007 07:51 pm
(Link)
А мне понравилось! http://vkpar.livejournal.com/16813.html
И динамика там есть, очень стремительный фильм, просто она не сразу видна, это не динамика терминатора или крепкого орешка.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Июль 15, 2007 10:42 am
(Link)
Наверное, мы называем динамикой разные вещи. Некоторые даже в живописи динамику находят.
[User Picture]
From:vkpar
Date:Июль 15, 2007 12:32 pm
(Link)
Конечно и в живописи бывает динамика. А то о чем Вы говорите, наверное стоит называть экшен, и приучает нас к этому экшену голливуд.
Привет, вп.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Июль 15, 2007 01:09 pm
(Link)
Нет, я вовсе не сторонник того, что называется "экшен". Бессмысленные телодвижения с мечами и пистолетами на экране надоедют ещё быстрее, чем статичная картинка. Но моему восприятию действительно чужды длинные статичные кадры: подумуть о своём я могу и без помощи кино. Когда я вижу облако на экане в течение 10 минут - у меня возникает невольное подозрение, что у режиссера просто не хватило вдохновения, чтобы целиком заполнить метраж художественной информацией.

А что такое "вп." в конце вашего комента?
[User Picture]
From:vkpar
Date:Июль 17, 2007 09:14 pm
(Link)
Зависит скорее от конкретного фильма и режиссера, но 10 минут - явный перебор.
вп - просто подпись - первые буквы имени-фамилии.
Привет, вп.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Июль 18, 2007 07:09 pm
(Link)
Ну, может я немного утрировал. Не 1х10, а 2х2 + 2х3
Привет, ом
:-)
Разработано LiveJournal.com