?

Log in

No account? Create an account

eslitak

Previous Entry Поделиться Next Entry
07:16 pm: Сонная вседозволенность
Любые литературные приёмы хороши, когда они, конечно, к месту и грамотно вписаны в контекст. Есть только один литературный приём, который, на мой вкус, всегда не к месту: это когда автор доносит до читателя свою мысль через описание сновидений героев. Так автор расписывается в собственном бессилии выразить идею другими средствами. Вобщем, этакий нечестный приём, типа как боксировать с гирькой в перчатке. Нет, ещё приемлемо, когда увиденное во сне важно для сюжета, допустим, герою во сне сообщается какая-то важная информация. Но и без этого можно обойгись, Шекспир же обошелся в Гамлете. Но "сны Веры Павловны" - это, да простят меня ценители Чернышевского, просто убожество. 
Наверное, потому и фентэзи не жалую: уж очень явственно она оттдаёт сновидениями.

Tags: ,

Comments

[User Picture]
From:dryashin
Date:Январь 20, 2010 04:23 pm
(Link)
Как Чернышевский мог бы описать светлое будущее с алюминиевыми ложками, "выразив идею другими средствами"?
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 20, 2010 08:24 pm
(Link)
Чернышевский же придумал идею с ложками. Почему Вера Павловна не могла?
[User Picture]
From:dryashin
Date:Январь 20, 2010 08:47 pm
(Link)
Т.е. она прямым текстом оповещала бы своих знакомых о благодати нависшего над ними далекого будущего? Вам не кажется, что это называется резонерством?
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 20, 2010 09:02 pm
(Link)
Нет, не кажется. Резонёрство - это размышления ни о чём. А тут вполне конкретно, человек излагает своё видение будущего.
[User Picture]
From:dryashin
Date:Январь 20, 2010 09:09 pm
(Link)
Резонерство - это декларирование героем прямым текстом позиции автора. Всем известный литературный пример резонера - Чацкий.
Размышления ни о чем к резонерству никакого отношения не имеют.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 20, 2010 09:20 pm
(Link)
А, в этом смысле. Я то в другом значении слово понял:

Резонёрство — один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/136853

Так что не совсем чтобы "никакого отношения".

[User Picture]
From:dryashin
Date:Январь 20, 2010 09:40 pm
(Link)
Мы же с Вами о литературе рассуждаем.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 21, 2010 04:57 pm
(Link)
Сказать по правде, я просто забыл литературоведческое значение слова "резонёрство". Я так понял (ошибочно), что имелось в виду резонёрство со стороны Веры Павловны, а не со стороны Чернышевского.
[User Picture]
From:dryashin
Date:Январь 20, 2010 09:41 pm
(Link)
Но все равно простите, если обидел
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 21, 2010 04:57 pm
(Link)
Да ну, об чём речь!
[User Picture]
From:toplesss
Date:Январь 20, 2010 06:56 pm
(Link)
Нисево не поняла... Почему этот прием нечестен? Что тут выступает в роли гирьки? Почему описывать мысли, мечты, фантaзии - правильно, а сны - неправильно? Почему без этого вообще нужно обходиться и почему нужно "выражать идею другими средствами" если подходит именно это средство?

И однажды во сне он увидел Турати, сидящего к нему спиной. Турати глубоко задумался, опираясь на уку, но из-за его широкой спины не видать было того, над чем он в раздумии поник. Лужин не хотел то увидеть, боялся увидеть, но все же осторожно стал заглядывать через черное плечо, И тогда он увидел, что перед Турати стоит тарелка супа и что не опирается он на руку, а просто затыкает за воротник салфетку. И в ноябрьский день, которому этот сон предшествовал, Лужин женился.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 20, 2010 08:39 pm
(Link)
Описывать сон - это очень лёгкий способ раскрыть характер героя. Написал, например, про то, что герою приснилась мама, пекущая пирожки с повидлом, и читателю сразу понятно, что у героя ностальгия по детству.
[User Picture]
From:toplesss
Date:Январь 20, 2010 08:59 pm
(Link)
Ну во-первых, сон вообще совсем не обязательно раскрывает характер героя. Он может служить массе разных целей. Не говоря уже о том, что далеко не во всех книгах акцент стоит на характере героя. И не говоря уже о том, что с таким же успехом можно просто написать, что герой вспомнил о маме, пекущей пирожки с повидлом и у него сжалось в груди, и тоже будет понятно, что у него ностальгия. И не говоря уже о том, что если герою приснилась мама - это совсем не значит, что у него ностальгия по маме. Это может значит массу разных вещей в зависимости от контекста и стилистики. Ну и не говоря уже о том, что способ может быть и легкий, но я не вижу в нем никакой спекуляции, а коли так, то какой смысл выпендриваться и искать непременно сложных путей, если есть простые. Я вообще со временем все больше ценю простое, устаешь от бесконечного излома.

И, кстати, описывать мысли героя - это что разве более сложный способ раскрыть его характер? По-моему как раз это более прямолинейный способ. Во сне могут появиться любые впечатление преломленные любым способом, а мысли - процесс сознательный.
[User Picture]
From:toplesss
Date:Январь 20, 2010 09:01 pm
(Link)
Вот кстати к абзацу выше - может сразу на примере и поясните, каким образом тут Набоков, пойдя легким путем, раскрывает характер героя? И как, по-вашему, надо было сделать вместо этого. Может быть тогда мне станет понятнее, почему сон неуместен всегда.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 20, 2010 09:37 pm
(Link)
> Вот кстати к абзацу выше - может сразу на примере и поясните, каким образом тут Набоков, пойдя легким путем, раскрывает характер героя?

Тут, видимо, другое: Набоков, пройдя лёгким путём, выстраивает некий ассоциативный ряд.

> И как, по-вашему, надо было сделать вместо этого.

Тут я пас. Набоков хороший писатель (говорят), но он писал явно не для меня. Поэтому я воздержусь от попытки его "улучшить".

> Может быть тогда мне станет понятнее, почему сон неуместен всегда.

Это ведь было не утверждение, про "всегда", а личное мнение. Ну "не вкусно" мне это! :)
[User Picture]
From:toplesss
Date:Январь 20, 2010 09:49 pm
(Link)
Это ведь было не утверждение, про "всегда"

У вас было написано "всегда не к месту". Tо есть это абстрактное, заглазное суждение в отрыве от конкретной книги и автора. :) Вот именно это меня и удивляет. Я понимаю, что может быть "невкусным" конкретный сон в конкретной книге и даже много конкретных снов во множестве конкретных книг. Но как можно заранее знать, что сон вам не понравится нигде, это мне трудно понять.

И я так и не поняла, чем именно этот прием нечестен? Легкий еще не значит нечестный. Можно конечно в соседнюю комнату попасть, спустившись на веревке с балкона, потом поднявшись пешком на одиннадцатый этаж и взломав дверь шпилькой для волос. Вопрос: зачем?
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 21, 2010 05:09 pm
(Link)
> У вас было написано "всегда не к месту".

Не-а. У меня было написано: "на мой вкус всегда не к месту".

> Tо есть это абстрактное, заглазное суждение в отрыве от конкретной книги и автора. :) Вот именно это меня и удивляет. Я понимаю, что может быть "невкусным" конкретный сон в конкретной книге и даже много конкретных снов во множестве конкретных книг. Но как можно заранее знать, что сон вам не понравится нигде, это мне трудно понять.

Ну есть у меня такой пунктик! Вот некоторые активно не любят фантастику, другие шарахаются от слишком натуралистических описаний, а я не люблю, когда сновидения.

> И я так и не поняла, чем именно этот прием нечестен? Легкий еще не значит нечестный. Можно конечно в соседнюю комнату попасть, спустившись на веревке с балкона, потом поднявшись пешком на одиннадцатый этаж и взломав дверь шпилькой для волос. Вопрос: зачем?

А зачем вообще художественные книжки писать? Идею донести? Так нет такой идеи, которую нельзя было бы изложить в одно-двух страничном эссе. Так нет же, зачем-то пишут толстые романы, "взламывают двери шпилькой". :)
[User Picture]
From:toplesss
Date:Январь 21, 2010 06:53 pm
(Link)
> Не-а. У меня было написано: "на мой вкус всегда не к месту".

Я поняла, что речь идет только о вашем вкусе и именно в этом духе и отвечала, говоря о заглазном суждении.

> некоторые активно не любят фантастику, другие шарахаются от слишком натуралистических описаний, а я не люблю, когда сновидения.

Ну вот мне и непонятно это всегда. Фантастика - это ведь только бирочка, за ней может все, что угодно прятаться. За это я и не люблю бирочки всякие. Сон - тоже бирочка.
А так я же не оспориваю вашего права на пунктики. :)

> А зачем вообще художественные книжки писать? Идею донести? Так нет такой идеи, которую нельзя было бы изложить в одно-двух страничном эссе. Так нет же, зачем-то пишут толстые романы, "взламывают двери шпилькой

А вот и нет. Книжки пишутся совсем не для того, чтобы идею донести. В книжке "как" важнее, чем "что". Поэтому книжка - это вовсе не дверь шпилькой. Tам за дверью не идея, а красота в чистом виде. Эту дверь нужно просто открыть. Для этого и пишутся толстые многостраничные романы и короткие рассказы и стихи на две строчки. Дверь шпилькой, это когда автор выпендривается, выделывается, извращается на пустом месте, там, где это нисколько художественно не оправданно.
Но вы так и не обьяснили, чeм именно нечестен с вашей точки зрения прием со сновидениями.
Разработано LiveJournal.com