?

Log in

No account? Create an account

eslitak

Previous Entry Поделиться Next Entry
11:52 pm: Лиса, виноград и жажда контроля
Человека никогда не раздражает шум, который издаёт он сам. Редко раздражают человека и неизбежные, естественные шумы: большинство людей не обращают внимания на гул машин за окном, спокойно спят в автобусе или самолёте, многие привычно проводят целый рабочий день на шумной работе. Но частенько человека раздражает шум, издаваемый другим. Допустим, если кто-то рядом храпит, пусть даже и не очень громко (всяко тише, чем самолётный мотор), или если шумят соседи за стенкой, то это довольно неприятно. Или вот, например, один человек, учитель музыки, легко переносит громкую и фальшивую игру учеников в течение рабочего дня, а другой за полчаса "сходит с ума" от того, что кто-то за три квартиры от него коряво упражняется на рояле.

Это касается не только шума, но и любых других помех. Раздраженное "Не ходи из угла в угол, мешаешь сосредоточится!", "Выключи свет, не даёшь спать!" в адрес ближнего - это всё из той же серии. Между тем редко кто раздражается на ходящую из угла в угол собаку или на солнечный свет.

Кстати, о свете. Как-то довелось мне соседствовать в купе с женщиной, которая почти всю дорогу спала. Спокойно спала целый день, совершенно не отвлекаясь на светящее в окно и мелькающее через придорожные деревья солнце. А ночью, когда я читал книжку при включенном светильнике, ну знаете, та слабенькая лампочка, что у изголовья каждого пассажира, соседка попросила меня выключить свет, мешает, мол, заснуть. Я же говорю, естественные помехи - и не помехи вовсе, по настоящему раздражающе мешать может только другой человек.

Как следует понимать сей психологический парадокс? Ведь чисто физиологически неудобства от шума одинаковы: децибелы они и есть децибелы, что от рёва турбины, что от пьяных соседских воплей. Сдаётся мне, что дело вот в чём. В человеке тут работают два посыла:
1) Если есть помеха, возьми ситуацию под контроль и устрани помеху.
2) Если ты не в силах устранить помеху, то спокойно игнорируй её.

Так вот, когда помеха исходит от соседа, первый посыл срабатывает, а второй нет. Человек, которому мешают, пытается взять ситуацию под контроль. Если мешающий оказывается покладистым, то дело разрешается просто: достаточно попросить его не мешать, и помеха исчезает. Но если источник помехи идёт в отказ: "я хочу шуметь и буду шуметь", то механизм игнорирования всё равно не срабатывает, ведь помеха ещё не кажется неустранимой. Зато срабатывает механизм доминирования, побуждающий того, кому мешают, если не к агрессии, то к раздражению. Возникают психологические ножницы: с одной стороны кажется, что ситуация может быть взята под контроль, с другой стороны оказывается, что это не так. Вот эти-то ножницы и являются настоящей помехой, а вовсе не шум, свет и прочий лёгкий физический дискомфорт. Человек хочет контроля, а получить его не может! Ну а в случае неустранимой помехи второй посыл срабатывает и "жажду контроля" просто отключает. Как у той лисы из эзоповой басни, которая мудро "отключила" жажду винограда, поняв, что он недоступен. Как то так.

Tags: ,

Comments

[User Picture]
From:falcao
Date:Декабрь 17, 2009 09:25 pm

хорошее наблюдение

(Link)
Да, это верное наблюдение, мне кажется -- насчёт "ножниц". Обычно почти все наши трудности имеют именно такую природу.

Причём тут вот что интересно: когда просто обращают внимание на том, что трудности не "снаружи", а "внутри" нас, то это хотя и верно, но при этом не говорится ни слова о природе таких трудностей. Молчаливо предполагается, что "хозяином" тут является сам человек, и если он не может исправить что-то -- значит, он как бы сам и "виноват". К этой же серии я отношу разного рода "сократизмы" типа "познай себя". То есть это всё трижды бесполезно. А вот Ваш анализ я считаю очень даже полезным и, главное, "предметным".
[User Picture]
From:eslitak
Date:Декабрь 18, 2009 03:53 pm

Re: хорошее наблюдение

(Link)
> Обычно почти все наши трудности имеют именно такую природу.

Да, похоже. Скажем, мало кто переживает от того, что он не олигарх. Но оттого, что не повышают зарплату - сплошь и рядом. Механизм тот же: раздражение вызывает цель в принципе достижимая, но по каким-то причинам не достигнутая, а недостижимая цель игнорируется. Вообще-то это полезное свойство, заставляет "шевелиться", но избавляет от бессмысленных стрессов. Но, как и любая созданная в ходе эволюции "программа" для неразумных организмов, в некоторых "разумных" ситуациях глючит.
[User Picture]
From:benazir
Date:Декабрь 17, 2009 11:29 pm
(Link)
По-моему, гениально! Даже добавить нечего.
*ворчливо* И поспорить тоже:)
[User Picture]
From:eslitak
Date:Декабрь 18, 2009 03:35 pm
(Link)
Спасибо на добром слове. Но поспорить хотелосб бы :)
[User Picture]
From:benazir
Date:Декабрь 18, 2009 03:59 pm
(Link)
Не. Я не спорю для того, чтобы поспорить. Я люблю точки зрения подоказывать. А тут чего доказывать? Я согласна. Все уже сказано до меня:)
[User Picture]
From:ptushnik
Date:Декабрь 18, 2009 01:03 pm
(Link)
Почти со всем согласен, но пример с криками от соседей не совсем удачный. На крики человек по определению сильнее реагирует, чем на "абстрактные" шумы.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Декабрь 18, 2009 03:37 pm
(Link)
Согласен. В следующем издании поправлю :)
Разработано LiveJournal.com