?

Log in

No account? Create an account

eslitak

Previous Entry Поделиться Next Entry
09:34 pm: Книги про меня

Четких критериев качества литературных произведений не существует, и никакие споры о книгах, никакие рецензии и критерии не способны сдвинуть читателя с субъективной позиции «понравилось – не понравилось». Не претендую на изобретение метода рациональной оценки литературы, но попробую всё же слегка уточнить оценку эмоциональную.

Лучшие книжки - это те, которые про меня. Книга нравится, если герой похож на меня, или на какую-то часть меня. Книга нравится, если герой таков, каким бы я хотел быть. Книга нравиться даже, когда она изображает те мои качества, от которых я хотел бы избавиться.

Случается и такое, что я не вижу в хорошей книге прямых аналогов себя. Видимо, это тот случай, когда слова книги резонирует с какой-то частью моего подсознания. И это самые лучшие книги.    

Я думаю, многие согласятся с такой позицией. А также с тем, что чем больше читателей находит в книге себя, тем большему числу читателей она нравится, и тем она объективно лучше.

 



Tags: ,

Comments

[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Март 21, 2007 10:47 pm

Согласен. Но куда же без "но"?

(Link)
Угу. я тоже в книгах живу. Отличный отдых. Но вот повесть значок "все" не готов.

1. Бывают книги без таких героев, которые "цепляют", а книга нравится. Для меня такое Основание Азимова.
2. Бывают и совсем без героев, например, научно-популярные, но все равно цепляющие. ЭСС Бощенко; Сумма Технологий Лема; Жизнь, Вселенная, Разум Шкловского и т.д.
3. И иногда мне попадаются книги, которые очень нравятся, но с героем я там себя не ассоциирую совершенно. Например, Солярис Лема.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Март 22, 2007 06:07 pm

Без "но" никуда!

(Link)
Варианты 1 и 3 я упомянул в абзаце про подсознание.
Что касается варианта 2 - согласен. Только я подразумевал художественный аспект литературы. Интерес к научно-популярной составляющей вызван другой причиной: любознательностью. Кстати, "Основание", мне кажется, ближе скорее к научно-популярной литературе, чем к художественной.
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Март 23, 2007 12:43 am

надсознание, вбоксознание...

(Link)
я не люблю термин "подсознание". С сознанием то не понятно ни черта, а еще и под- какое-то придумали.

Есть книги в которых главное не герои, а события. Не думаю, что там есть за что цепляться "подсознанию". Тот же Друг Утят ясно кого, Солярис, Эй-Ай Вартанова. Да и с Алисой в Стране Чудес я ну совсем себя не ассоциирую.
Но соглашусь - таких книг не много.

Основание все же классическая НФ. на научно-популярную саавсем не тянет. Хотя модели мира там проработаны неплохо. Но таких книг много. Серия про драконов Шумила, "Лунная радуга" Павлова, "Люди как боги" и "Диктатор" Снегова. Много.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Март 25, 2007 08:52 am

Re: надсознание, вбоксознание...

(Link)
"я не люблю термин "подсознание"
Я от него тоже не в восторге. Но раз уж в языке устаканилось такое назване для процессов в мозге, неподконтрольных сознанию, не вижу смысла выдумывать новое.
Или Вы отцицаете сам факт наличия того, что называют "подсознанием"?
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Март 25, 2007 08:56 am

зависит

(Link)
неподконтрольных в принципе или неподконтрольных по факту?
Вторые очевидно есть. А вот первые... спорно. Если говорить о здоровом индивидууме.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Март 25, 2007 09:27 am

Не понял оппозиции

(Link)
А в чём разница "в принципе" и "по факту"?
Возьмём главно свойство сознания: креативность. По-моему, это не подконтрольно сознанию не в принципе, не по факту. Не отхорошей же жизни древние греки разных муз придумали, тоже не знали, откуда в голову озарения приходят.
[User Picture]
From:neo_der_tall
Date:Март 25, 2007 09:31 am

хм.. похоже я неправ

(Link)
да, ситуацию с озарениями я выпустил из рассмотрения. Я рассматривал только процессы непосредственно вызывающие действия человека. А вот процессы вызывающие сознательную деятельность.. да. соглашусь - там подсознание есть.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Март 25, 2007 09:51 am

И вправду чудеса!

(Link)
Второй консенсус за сегодня!
Просто какой-то день согласия и примерения. :-)
Разработано LiveJournal.com