?

Log in

No account? Create an account

eslitak

Previous Entry Поделиться Next Entry
03:52 pm: Намётки национальной идеи
Как-то последнее время в России затихли разговоры о поиске национальной идеи. Причём, никто не предлагает не только самой идеи, но даже хотя бы приблизительного направления поиска таковой. Похоже, идеологи на окладе слишком заняты более актуальным для себя делом - рекламой действующей власти. И весьма небезуспешно заняты, можно заметить, если учесть результаты последних думских и президентских выборов. Ну и нехай занимаются. Пока. Ну а мы, идеологи-любители, можем позволить себе немного повитать в облаках. 

Далее в моём посте изложены следующие результаты этих «витаний»:- сформулировано «техническое задание» на национальную идею;
- кратко оценены основные направления поиска национальной идеи;
- предложена идея, претендующая на то, чтобы стать национальной.

Тем, кто не любит много букв, рекомендую прочитать во врезке то, что выделено синим цветом. Ну а остальное – если  заинтересует.

Применим к задаче поиска национальной идеи инженерный подход и составим маленькое "техническое задание" (ТЗ). Каждый пункт ТЗ сам по себе достаточно очевиден, однако считаю нужным собрать их в кучу для наглядности рассуждений. Некоторые пункты логически следуют один из другого, тем не менее, сформулирую каждый пункт отдельно, чтобы застраховаться от любителей неоднозначных трактовок.  

1. Сутью национальной идеи должно быть достижение конкретной, осязаемой цели. 
Этот пункт ТЗ я считаю самым важным. В общественном сознании есть мысль о том, что национальная идеология является самоценной. Достаточно, мол, придумать любую идею, которую поддержит большая часть нации, а дальше всё будет здорово, вне зависимости от сути идеи. Так вот, считаю такое представление глубоким и опасным заблуждением.

2. Идея должна носить общероссийский, а не этнический характер.
В таком многонациональном государстве, как Россия, у чисто русской идеи нет никаких перспектив. Поэтому правильно было бы называть искомую идею не национальной, а народно-государственной, понимая под народом всё население Российской Федерации. Но раз уж сложилось устойчивое словосочетание "национальная идея", то будем его применять и дальше.  

3. Цель идеи не должна вступать в антагонистические противоречия с интересами других народов. 
Это не означает, что национальная идея не должна давать России каких-либо конкурентных преимуществ. Но, думаю, не получится ничего хорошего, если соседи, ознакомившись с нашей национальной идеей, будут рассматривать Россию как своего потенциального врага и как "империю зла". Идея должна поднимать мировой авторитет России, а не наоборот. Лучше всего, если идея будет работать в интересах всего человечества.  

4. Идея должна подразумевать ясный механизм реализации поставленной цели. 
В первую очередь идея должна предлагать набор конкретных действий государства по её реализации. Но не менее важно, чтобы каждому, кто поддержит национальную идею, было понятно, что может сделать лично он для достижения цели.  

5. Механизмы реализации идеи должны быть актуальны. Они должны быть такими, чтобы их можно было запустить в действие прямо сейчас, в условиях имеющихся средств, ресурсов и технических возможностей, не дожидаясь прихода царства божия на земле. 

6. Идея не должна требовать ломки действующей системы экономических, политических и юридических отношений. 
Нет, разумеется, конечная цель идеи может предполагать изменение этих отношений. Но не надо общественных катаклизмов! Идея должна плавно прорастать и набирать силу в тех условиях, которые имеются на сегодняшний момент. 

7. Механизмы реализации не должны требовать больших жертв ни от тех, кто захочет идею поддержать, ни от тех, кто её не разделяет. Лучше всего, если идея будет предусматривать механизм поощрения каждого, кто реально действует в направлении её реализации. 

8. Цель, поставленная национальной идеей, должна быть привлекательна для абсолютного большинства населения, а предлагаемые механизмы реализации идеи должны быть поддержаны простым большинством, достаточным для того, чтобы можно было принять соответствующие законы. 
  
Пожалуй, этого достаточно. Посмотрим теперь, в каких целевых областях можно поискать национальную идею, соответствующую перечисленным требованиям.

Идеи этнического толка отпадают однозначно, как я уже заметил при формулировании пункта 2. Кроме того, авторы этнических идей никогда не предлагают ни чётких целей, ни механизмов реализации.  

Геополитические (читай – имперские) идеи тоже не годятся, так как они противоречат пункту 3. Что случается в наше время, когда народ проникается имперскими идеями, мы наблюдали на примере Третьего Рейха.  

Также можно отбросить идеи религиозного характера, они очевидно не отвечают большинству пунктов ТЗ. 

Политические идеи явно не соответствуют пункту 1. Нет смысла в государственном переустройстве, если не сформулирована чётко цель этого переустройства. Впрочем, политические идеи могут пригодиться как вспомогательные для реализации главной национальной идеи.

Экономические идеи, в общем, идеями-то и не являются. Забота о материальном является, конечно, вещью важной и нужной, но возведение материальных благ в высокий ранг национальных идеалов выглядит довольно убого. Да и чревато. Вспомните: Советский Союз зачах, как только большая национальная идея - построение коммунизма, была подменена экономической идеей: КПСС официально провозгласила своей главной задачей повышение благосостояния советских людей.  

Воспитание и образование потомства? Конечно, это крайне важно для будущего страны. Но забота о подрастающем поколении и так заложена в генетической программе человека и заставляет родителей делать для детей всё возможное. Эта цель уже поставлена, и формальное придание ей статуса национальной идеи ничего не прибавит. Впрочем, и не убавит. 

Идеи научного и технического прогресса, в принципе, хороши, как в национальном, так и в общечеловеческом плане. Но в этой области большие трудности по пунктам 4 и 7. Мало кто выступает против науки, но при этом что-то не видно очереди желающих пожертвовать частью личного благосостояния ради общественного прогресса. К тому же, у рядовых граждан очень мало возможностей что-либо самостоятельно предпринять в этом направлении. Да и у государства нашего, на самом деле, возможности тут сильно ограничены.  

Что же остаётся? Я вижу только одну задачу, достойную стать национальной идеей - это культурное лидерство России в мире. Уже слышу гогот со всех сторон: "Ну вот, сам говорил, что идея должна предлагать осязаемую цель и конкретный механизм реализации, а теперь ударился в махровую маниловщину". Не спешите смеяться! Будет вам сейчас предъявлена и цель, и механизмы. 

Что такое национальная культура? Это, по большому счёту, вся совокупность идей, концепций, взглядов, порождённых тем или иным народом. Эти взгляды выражены в философских работах, в произведениях литературы, музыки и изобразительного искусства, в технических изобретениях. Соответственно, культуру народа формирует в основном сравнительно небольшая группа интеллектуальной элиты: философы, деятели искусства, изобретатели. А народ, которого большинство и которой принято считать простым, вносит в народную культуру относительную скромную лепту в виде анекдотов, поговорок, частушек, рецептов блюд и мелких технических самоделок. Можно, конечно, считать: так происходит от того, что большинству не хватает образования для придумывания серьёзных идей. Это верно лишь отчасти. Да, образование и приобщённость к культурной элите позволяет человеку правильно оценивать полезность рождающихся в его голове идей. Но на сам процесс рождения идей образование не влияет, это может подтвердить любой специалист по измерению интеллектуального коэффициента, ведь интеллект есть ни что иное, как способность генерировать идеи. Основная же причина выключенности большинства населения из процесса создания национальной культуры заключается в том, что ему (большинству) просто некуда податься со своими идеями. Таким образом можно констатировать: у народа имеется огромный незадействованный интеллектуальный ресурс.
  
Так вот, предлагается такая национальная идея: превращение России в главный в мире источник идей, так сказать, в мозг человечества. 


Проверим это предложение на соответствие сформулированному выше техническому заданию. Осязаемая цель у идеи имеется - задействование имеющегося интеллектуального ресурса большинства граждан. Пункт 1 ТЗ выполнен. Пункты 2 и 3 тоже выполнены, ведь идея превращения России в главный генератор идей (тут такая тема, что не избежать тавтологий, извините) не является ни этнической, ни имперской. Конечно, эта идея идёт в разрез желаниям недругов, которые не хотели бы видеть Россию успешной хоть в чём либо, но это уже совсем другая история.

Пункт 4 требует от автора идеи конкретных предложений по реализации. Что же, предлагаю. Государство должно проделать три вещи: создать каталогизированную базу готовых идей, создать службу, осуществляющую приём идей у населения и сформировать законодательную базу. Рассмотрим перечисленные действия чуть более подробно. 

Создание базы идей - задача, разумеется, не простая, но вполне реализуемая на современном уровне компьютеризации. База идей должна быть построена аналогично базе патентов (специалисты-патентоведы могут здесь поделиться опытом) и позволять быстро определять, является ли предлагаемая идея новой или нет. Конечно, эта база должна быть значительно шире патентной, ведь она должна включать не только технические и коммерческие идеи, а вообще любые: философские концепции, литературные сюжеты, планы государственного устройства, кулинарные рецепты и т.д. и т.п.

Задача службы приёма идей - проверка предлагаемых идей на новизну и включение новых идей в базу. На начальном этапе эта служба потребует довольно много людских ресурсов, но, думаю, не больше, чем какой-нибудь вновь создаваемый государственный департамент второстепенного значения. К тому же, наверняка найдётся немало желающих работать в этой службе на добровольной основе. Основной принцип работы службы такой: ни одна предложенная идея не должна остаться без рассмотрения, и любая новая идея должна быть внесена в базу. Впрочем, ничего страшного не случится, если в базу просочатся и кое-какие старые идеи, главное – не упустить новую. 

Теперь о законах. Основных законодательных принципов должно быть два:

1) Автор новой идеи, кроме морального удовлетворения от увековечивания своего имени в базе, вознаграждается фиксированной денежной суммой, вне зависимости от того, использована идея или просто положена в базу. При этом автор лишается права требовать других вознаграждений за сданную идею. Что, конечно, не мешает тем, кто успешно воспользуется идеей, дополнительно вознаградить автора в добровольном порядке.

2) База идей является открытой. Любая новая идея, принятая в базу согласно пункту 1, становится общей собственностью, и каждый волен ей воспользоваться без каких-либо ограничений. 
Учитывая требования пункта 6 ТЗ замечу, что база идей не должна мешать работать традиционной патентной системе. Если автор идеи захочет получить патент и иметь с него коммерческие дивиденды - это его полное право. Такие идеи тоже включаются в базу, без выплаты автору вознаграждения, но на них не распространяются правила открытости. 
Дополнительно я бы ввёл некоторую "входную" плату, которую обязан внести автор, предлагающий идею. Она должна быть небольшой по сравнению с вознаграждением за новую идею, но достаточной, чтобы отпугнуть желающих заработать на "новоизобретённых" велосипедах и бородатых анекдотах. Если этого не сделать - служба приёма идей просто утонет в "боянах". Можно считать эту сумму справедливой оплатой за проверку идеи на новизну.

Тут, наверное, последует вопрос: а как же быть с международными патентными отношениями? Я бы предложил такой вариант: всё идеи, которые попадают в базу, автоматически считаются запатентованными, и патент является государственной собственностью Российской федерации. При этом на территории России идея может использоваться свободно, а в других государствах – только с разрешения патентодержателя. Между прочим, в перспективе база идей может стать серьёзным источником государственных доходов от продажи идей на сторону. Так что моё предложение имеет не только идеологические, но и коммерческие перспективы. 

Итак, программа действий государства обрисована. Что делать гражданам, тоже понятно: придумай идею, сдай её государству и получи вознаграждение. Конкретные размеры суммы вознаграждения и входной платы должны быть, конечно, просчитаны специалистами в процессе проработки законодательной базы. На вскидку я бы предложил 500 и 50 рублей, таким образом, для автора одно удачное предложение окупит десять неудачных.  
Итак, требование пункта 4 ТЗ выполнено, механизм задействования интеллектуального ресурса предложен. 

Механизм этот можно запустить хоть завтра, без всяких революций и катаклизмов. Большого расхода ресурсов он не требует. Значит, пункты 5 и 6 тоже выполнены. 

Предлагаемые меры никого ни к чему не принуждают и никаких жертв ни от кого не требуют. Более того, предложен механизм поощрения тех, кто реально работает на идею. Пункт 7 выполнен.  

Теперь по пункту 8. Напомню: он требует, чтобы предлагаемая национальная идея была поддержана абсолютным большинством населения. Однако, не трудно предсказать, что это самое большинство просто не поймёт по началу, в чём заключается стратегический смысл проекта. Но не вижу в этом ничего страшного, поскольку быстро будет понят практический смысл: у каждого, вне зависимости от образования и социального положения появится реальная возможность заработать головой. Полагаю, что такая возможность особенно заинтересует детей, а это очень важно. Пусть даже дети не придумают ни одной серьёзной идеи, но если среди них станет модным выпендриваться друг перед другом не количеством наворотов в новом сотовом телефоне, а количеством сданных в базу собственных идей, то за будущее страны можно не беспокоится. Кстати, на заметку активистам любых партий: вот вам тема для идеологической работы - вовлечение широких масс населения, и особенно молодежи, в процесс генерации идей. 

Короче, надеюсь, что с пунктом 8 тоже проблем не будет, население поддержит такую национальную идею. Почему я здесь не говорю уверенно? Потому, что заметна у нашего народа такая нехорошая черта: он в массе своей недолюбливает умников. Недаром в стране столь часто звучит весьма нелестная ленинская фраза об интеллигенции. А ведь человек, генерирующий идеи, как не крути, попадает в разряд умников. С другой стороны, высокая популярность интеллектуальных игр ("Что, где, когда", "Своя игра", "Самый умный") позволяет надеяться, что всё не так уж плохо. 

Таким образом, предлагаемая национальная идея без оговорок отвечает требованиям семи пунктов технического задания. 

Что касается пункта 8 - здесь нельзя сказать уверенно до тех пор, пока не попробуешь. Но ведь то же самое относится и к любой другой идее - невозможно заранее предугадать её популярность в народе. Короче, надо двинуть идею в массы, а там видно будет. Если народ посчитает, что генерация идей - занятие пустое и глупое, значит, он сам себе злобный Буратино без перспектив найти когда-нибудь золотой ключик.

Напоследок отмечу ещё один жирный плюс выдвинутого предложения. Пусть даже оно само по себе не станет национальной идеей, но если запустить его в действие, то таковая непременно сформируется в процессе.  

Tags: , ,

Comments

[User Picture]
From:kiowa_mike
Date:Январь 6, 2009 01:06 pm
(Link)
очень много буков для национальной идеи. И даже для ее поиска. Я вот предлагаю вслед за не помню кем - "Нефть и Православие"!
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 6, 2009 02:35 pm
(Link)
Что хорошего, если градус национального самосознания будет колебаться вместе с мировой ценой на нефть? А православие уже сто лет, как облажалось по полной программе. Стоит ли ещё раз наступать на эти грабли?
[User Picture]
From:kiowa_mike
Date:Январь 6, 2009 09:10 pm
(Link)
а он, в общем-то, у многих национальных общностей колеблется. Не с нефтью, так с чем-нить ещё.
Насчёт облажания православия - ох, не был бы я столь категоричен... Эти своё берут и возьмут.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 7, 2009 08:28 am
(Link)
Сильно сомневаюсь в перспективах православия. Если изобразить график влмятельности любой доктрины в общественном сознании некоего народа, он, полагаю, будет выглядеть примерно так:
......*...................
...*......*...............
.*.............*..........
*......................*..

Двух максимумов не бывает. Известны ли вам исторические примеры, чтобы народ "бюлел" одной и той же доктриной дважды? Мне - нет. Так вот, максимум проваславия давно уже пройден, сейчас мы на спаде. Впрочем, в реальности, конечно, график выглядит не так плавно, и локальные максимумы возможны.

Edited at 2009-01-07 08:30 (UTC)
[User Picture]
From:kiowa_mike
Date:Январь 7, 2009 08:46 am
(Link)
Ну... С этим спорить не буду, ибо не в теме. Просто вполне допускаю, что срок жизни этой кривой вполне сопоставим со сроком жизни и народа как национальной общности.
Ну и, кроме того, православие - не доктрина.

Кстати, когда, по-Вашему, проходился максимум православия?
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 7, 2009 09:02 am
(Link)
Да я тоже не специалист, моё мнение тут интуитивно.
Максимум православия, по-моему, пришелся где-то на начало 17-го века.

А почему православие не доктрина?
[User Picture]
From:kiowa_mike
Date:Январь 7, 2009 09:23 am
(Link)
Да вот тоже интуитивно так кажется. "Религиозная парадигма", так, по-моему, по науке, называется. Позначительнее доктрины. И поглубже.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 7, 2009 09:13 am
(Link)
Кстати, насчёт срокажизни не согласен. Народ за время своего существования может сменить несколько доктрин. На нашем примере: православная, коммунистическая, либеральная.
[User Picture]
From:kiowa_mike
Date:Январь 7, 2009 09:24 am
(Link)
Да? Ну, тут я вообще теряюсь и ухожу со сцены.
[User Picture]
From:falcao
Date:Январь 6, 2009 03:52 pm

идея идей :)

(Link)
Прошу прощения за "йумор", но мне кажется, что всем пунктам с 1 по 8 удовлетворяет такая прекрасная и импонирующая мне идея как НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ :)
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 6, 2009 04:02 pm

Re: идея идей :)

(Link)
Согласен. Однако этой национальной идеей народ давно уже проникся :)
From:(Anonymous)
Date:Январь 6, 2009 07:31 pm

Re: идея идей :)

(Link)
Российская Идея
(проект)
часть 1
В недалеком прошлом у нас в России было множество партий, призывающих двигаться вперед. У одних это вперед означало общество либеральной демократии, у других – что-то похожее на конституционную демократию, у третьих – самодержавие, у четвертых – коммунистическое общество и т.д. и т.п. Если посмотреть внимательно, то это «вперед» означает не более чем форму управления обществом. А куда движется человечество вообще? И где находится Россия (впереди, сзади, на обочине)? Возникшие вопросы вынудили меня полюбопытствовать - имеется ли какая-то закономерность в развитии земной цивилизации. Так сказать, генеральная линия, чтобы точно определиться, где голова, а где хвост нашей мировой «птицы тройки» и куда она несется? И нашел. Оказывается, в прошлом веке такое исследование проводил доктор исторических наук, ныне покойный, Э. Берзин. Он взял исторический отрезок более чем в тысячу лет и проанализировал развитие народов от Средиземноморья и до Китая включительно.
Использованный им прием несколько напоминает метод исследования «черного ящика». На входе в «ящик» (непонятный объект) задается определенный сигнал и фиксируется реакция «ящика» на этот сигнал. Таким сигналом на входе в «ящик» он принял освоение народами технологии производства железа. Для всех является очевидным, что железный век значительно прогрессивнее бронзового. Однозначно можно сказать, что железный век – «голова», а бронзовый – «хвост». В это время уже довольно развита была письменность, и аргументировать выводы можно было на основе многочисленных бесспорных документов. Приведу тезисно используемый Э. Берзиным исторический материал.
Первым государством железной цивилизации после военного хаоса 12-10 веков стало Новоассирийское царство. Ассирийские цари сколотили первую в мире империю, то есть государство, объединяющее несколько стран. В 7 веке до новой эры в окрепших ассирийских провинциях под знаменем местных богов вспыхивают восстания против центральной власти, и империя распалась. Опыт первой империи показал, что ни одно крупное государство не может существовать сколько-нибудь долго, опираясь на одно лишь насилие. Но экономическая потребность объединения региона осталась и, в результате ожесточенной борьбы, во главе большого государства стал Кир Великий. Он уже понимал значение духовного начала в строительстве империи. И в ираноязычном ядре его империи роль господствующей религии начинает играть возникший в 7 веке до н.э. зороастризм - культ единого бога творца, которому противостоит дух зла.
В Индии, как и на Переднем Востоке, начало железного века сопровождалось жестокими войнами. В 7 - 5 веках до н.э. размеры индийских государств постепенно возрастают и в 4 веке до н.э. возникает империя династии Нандов, а затем Маурьев. Наряду с ожесточенной войной, шла напряженная работа религиозной и философской мысли. В результате этих духовных исканий в Индии возникли новые универсальные религии. Они преодолевали этнические и кастовые барьеры. В 3 веке до н.э. одно из этих учений – буддизм стало государственной религией империи Маурьев.
Китай. Железный век начался здесь в 6 веке до н.э. Как и в ранее рассмотренных регионах он принес жестокие войны. В конце концов, в 221 году до н.э. Китай объединился в единую империю Цинь. Царь тут же развернул духовный прессинг и политический террор. И ввел идейную платформу – легизм, созданную ранее китайскими философами. Однако идеология легизма не прижилась, и империя была сметена крестьянским восстанием. При утвердившейся впоследствии династии Хань постепенно установилась, присущая только Китаю идеологическая система, включающая сразу три религии – конфуцианство, даосизм и буддизм.
Средиземноморье было последней по времени империей Древнего мира с центром в Риме. Возникло и в дальнейшем приняло уровень государственной религии – христианство.
Продолжение следует.
From:(Anonymous)
Date:Январь 6, 2009 07:38 pm

Re: идея идей :)

(Link)
Российская идея.(проект)
часть 2.
Результатом проведенных Э.Берзиным исследований был вывод о четкой закономерности в развитии разных народов в совершенно разных регионах, а именно:
- освоение народами прогрессивной технологии и жесточайшие войны «продвинутыми» государствами за передел мира в свою пользу;
- интенсивная работа религиозной и философской мысли по поиску духовных платформ, соответствующих новому времени;
- образование в результате передела мира империй и утверждение государственной идеологии в качестве духовной силы, способствующей сохранению империи.
Давайте взглянем на настоящее через призму прошлого и на основе выявленных закономерностей в генеральной линии развития человечества, проанализируем сегодняшний день.
Итак.
1. Цивилизация находится на пути от века железа и пара к атомному (энергетическому). Несмотря на развитие высокотехнологичных направлений, на сегодняшний день цивилизацию за горло держит энергетический голод. Проблема использования огромной и практически неисчерпаемой энергии термоядерного синтеза решена пока что в узком военном аспекте.
2. «Продвинутые» государства стремятся захватить или «подмять» под себя другие с помощью политических, экономических, военных, информационных технологий. Борьба уже идет не на уровне регионов, а в планетарном масштабе. Две прошедшие войны имели в своем названии ключевое слово – Мировые. Что такое НАТО, Евросоюз, процесс глобализации экономик - как не поиск новых форм империй!
3. Ежегодные Всемирные Соборы основных религиозных конфессий – это ли не поиск духовной платформы, соответствующей новым временам?! В этот же контекст вписывается и совещание Глав поместных Православных Церквей в октябре этого года.
Предполагаю, что не за горами и государственная идеология для новой «империи», вобравшая в себя единые взгляды мировых религий на общечеловеческие ценности.
Слово империя я взял в кавычки потому, что новая империя может быть уже не ругательным словом и не источником Зла, а наоборот, может быть прогрессивной общественно-экономической формацией, если решит проблему государственной идеологии. Дай то БОГ.
Однако я хотел бы обратить особое внимание на нашу Россию и направление ее движения в сравнении с генеральным направлением. Оценить это можно по уровню разработки и освоения государством прогрессивных технологий. В каком состоянии сейчас наша наука и производство? Оставляю свой вопрос без комментариев.
Следующей закономерностью является стремление «продвинутых» государств к укрупнению. Если рассматривать Россию, то она уже имеет территорию вполне имперскую. Дай бог России освоить то, что имеет.
Для консолидации общества и сохранения империи от развала необходима государственная идеология. Этой проблемой в настоящее время плотно занимаются, в основном, религиозные конфессии и некоторые общественные организации. Власть, государство стыдливо погрузило голову в песок. Даже закрепило отказ от государственной идеологии специальной статьей в Конституции.
Задаю чисто риторический вопрос. Имеет ли перспективу система, в которой два из трех обязательных компонентов отсутствуют? Ответ очевиден.
Из изложенного следуют и первоочередные действия правительства по вытягиванию России из «болота» либерализма на столбовую дорогу движения цивилизации.
Не касаюсь вопросов по развитию приоритетных направлений науки и промышленности. Ответы очевидны из перечня вопросов, которые необходимо решить по проблемам термоядерной энергетики и продовольственной безопасности
From:(Anonymous)
Date:Январь 6, 2009 07:41 pm

Re: идея идей :)

(Link)
Российская Идея. (проект)
часть 3.
В данной статье попытаюсь изложить свое предложение по формулировке государственной идеологии, чаще называемой как Национальная Идея.
Ваш покорный слуга попробовал решить эту задачу путем поиска ключевых слов и их компоновкой в некое символическое изображение. Известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем более что сказано уже много, многими, и, в основном, правильно.
Слово НАЦИОНАЛЬНАЯ в названии проекта, я сознательно исключил по причине многонациональности России. Считаю, что назначение Идеи заключается в объединении сил для достижения цели, а не в выявлении различий, особенно по национальному признаку. По моему мнению, Идея должна базироваться на схожих желаниях любого из нас. Безусловно, она должна быть позитивной, простой, понятной всем и компактной в изложении.
Чего желает каждый человек, если говорить кратко?
Естественно, здоровья и богатства!
Чего желает семья, самая маленькая ячейка общества? Чего мы обычно желаем родным и близким, собравшимся за праздничным столом, да и в будни тоже?
Естественно, здоровья членов семьи и достатка!
Исходя из этих взглядов, в качестве ключевых были выбраны два слова –
БОГАТ и ЗДОРОВ.
Однако, если не раскрыть заложенный мной в них смысл, то большинство будут трактовать их на обыденном уровне, т.е. как бытовое и телесное богатство и здоровье. Поэтому к ключевым словам необходимо добавить уточняющие.
Большинство мировых религиозных учений, а также общественное мнение в России признают необходимость и приоритет духовного и нравственного богатства и здоровья над телесным и бытовым. Эти четыре слова раскрывают смысловую нагрузку ключевых слов и направляют в нужное русло ход мыслей зрителя.
Была выбрана компоновка, в которой ключевые слова пересекаются и образуют крест, а уточняющие стоят в начале и в конце каждого ключевого. Как говорят математики, в знак интеграла вводятся верхние и нижние пределы. Верхним пределом интеграла БОГАТ является ДУША, а нижним – БЫТ. Верхним пределом интеграла ЗДОРОВ является НРАВ, а нижним – ТЕЛО. Рисуется православный крест и на нем по вертикали пишется БОГАТ, а по горизонтали ЗДОРОВ. Буква О в слове БОГАТ является пересечением креста. На концах (перекладинках) православного креста записываются уточняющие слова.
У каждого из нас имеются как минимум три сферы развития и реализации - личные, семейные и общественные (государственные). Данные уровни отражены в виде трех замкнутых линий вокруг избранных слов. Кроме них, в символику можно включить и четвертую линию, олицетворяющую деятельность выдающихся личностей уже в планетарном масштабе.
Подсознание непроизвольно находит в центральной части седьмое и главное слово – БОГ, которое необходимо выделить цветом. Буква О в середине этого слова становится, как бы, исходной точкой развития композиции и символизирует зародыш человеческий. По замыслу, это «зерно надежды» должно пройти все уровни роста и испытаний, чтобы вырасти до бессмертной души – помощника ТВОРЦА.
Повторяюсь, о необходимости духовного и нравственного здоровья и богатства человека и общества сказано много и многими. Также много сказано и о необходимости комплексного развития человека. Представленный проект можно рассматривать как наглядную шпаргалку для государственного аппарата и каждого из нас. Миллионы и миллионы людей, суетящихся о хлебе насущном, на бегу способны узреть и запомнить только шпаргалку.
В повседневной жизни мы продираемся через дремучий лес своих животных потребностей. Проект можно рассматривать как компас для заблудших в этом лесу.
Представленный проект можно рассматривать как систему координат развития человека по осям ЗДОРОВЬЯ и БОГАТСТВА в направлениях духовном, нравственном, телесном и бытовом.
Этот проект можно рассматривать как своего рода супер сжатую формулу изложения прав и обязанностей человека. ПРАВО быть здоровым и богатым в обыденном понимании этих слов, но при этом ОБЯЗАН быть здоровым и богатым в духовно-нравственном плане.
From:(Anonymous)
Date:Январь 6, 2009 07:44 pm

Re: идея идей :)

(Link)
Российская Идея. (проект)
часть 4.
Многие скажут – «Ну и что? Никто и не спорит, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. А дальше что?»
Да, я согласен, что представленный проект Российской Идеи это декларация в голом виде. Но на то она и ИДЕЯ, а не конкретный план мероприятий. Идея должна быть стратегическим направлением развития общества. Она по определению должна быть декларацией о намерениях общества.
Россия располагает громадными природными, людскими, научно-техническими, финансовыми ресурсами. Весь вопрос заключается – Куда идти?

Путь здоровья и богатства - чем Вам лично не нравится?

Оригинальность проекта, на мой взгляд, заключается в «простоте». В попытке синтеза бытовых желаний человека, живущего здесь и сейчас, с объединяющей все религиозные конфессии многовековой мудростью. Я только попробовал сложить сказанное ранее многими в простую, понятную «картинку».
А наполнить Идею конкретным содержанием - это уже повседневная работа правительства и каждого из нас.
Я не настолько наивен, чтобы считать, что эта символика перевернет мир. Она может подсказать новой власти государственную идеологию созвучную новым временам для консолидации общества.
Прежняя мотивация жизни (урвать, обогатиться, восторжествовать над слабым), которая работала десятки, если не сотни тысяч лет, сейчас уперлась в потолок возможности самоликвидации человечества десятками способов. Сознанием мы это понимаем, но подсознание управляет нами по старому. Проект «Российская Идея» предназначен, в основном, для подготовки нового поколения.
Что мы, уходящие в прошлое, можем сказать потомкам и сделать для них? Первое. Это признать, что прежняя мотивация себя полностью исчерпала и, дойдя до некоего абсолюта, превратилась в орудие самоубийства. Многие, возможно, не согласятся со мной. Скажут, что я сильно драматизирую ситуацию. Отнюдь. Одно из подтверждений этому являются последние события по мировому экономическому кризису. Второе. Медленно, шаг за шагом, но настойчиво создавать новое поколение. Начиная с пеленок, если не с утробы матери. Это должна быть государственная идеология воспитания нового поколения. Воспитания на собственном покаянии в своих ошибках, воспитанием на совместных с детьми и молодежью делах. Сами мы (взрослые) уже не перестроимся. На это я не рассчитываю. И здесь многие со мной не согласятся. Потому, что всем хочется положительных результатов быстро, в течение собственной жизни. Увы, быстро можно только разрушать. Строить приходится значительно дольше.
Предстоит долгий путь, пока не умрет последний раб прежних звериных мотиваций жизни. Если в ветхозаветные времена это был путь освобождения от физического рабства, то сейчас предстоит путь освобождения от духовного рабства Зверю.
Длинная дорога начинается с одного шага. Перейдут «Иордан» только далекие потомки. Так что из этого? Не стоит начинать? Есть русская поговорка - помирать собрался, а рожь сей. Вдумайтесь в эту формулу наших предков.
aleksey-avgust@mail.ru
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 7, 2009 08:14 am

Re: идея идей :)

(Link)
Вот пример идеи красиво выглядящей, но не предлагающей цели и методов достижения.
А ЖЖ-аккаунта нет у Вас?
From:(Anonymous)
Date:Январь 7, 2009 06:58 pm

Re: идея идей :)

(Link)
Если Ваша реплика касается моего проекта по Российской Идее, то благодарен Вам за комплимент. Известный авиаконструктор Туполев говорил, что если хочешь сделать хороший самолет, то сперва нарисуй красивый самолет, а потом проверь его расчетом. Предлагаю понравившийся Вам красотой проект рассчитать экономистам, политикам, инженерам, и др. специалистам по расчетам. Я не вундеркинд, чтобы знать тонкости этих расчетов.Идея, на то она и идея, чтобы ее окучивали другие. А пользовались плодами вообще третьи лица. aleksey-avgust@mail.ru
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 7, 2009 07:29 pm

Re: идея идей :)

(Link)
Так хотя бы цель предложите.
From:(Anonymous)
Date:Январь 8, 2009 01:57 pm

Re: идея идей :)

(Link)
В самом начале я специально остановился на поиске закономерностей в развитии человечества, чтобы было понятно, даже ребенку, какие шаги необходимо предпринять правительству, чтобы Россия была "впереди планеты всей".Сейчас же Россия сидит на нефте-газовой игле и правительство, наверно, думает, что так будет вечно.
ЦЕЛЬ, о которой Вы спрашиваете - ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ, БОГАТАЯ и ЗДОРОВАЯ РОССИЯ.
Назначение государственной идеологии - ОБЪЕДИНЕНИЕ ВСЕХ СИЛ РОССИИ для достижения этой цели.
Предложенный проект Российской Идеи не оскорбляет религиозных взглядов ни одной из конфессий, не превозносит ни одну из наций над другой, не разделяет людей на хороших и плохих по цвету кожи, размеру кошелька, положению в обществе, возрасту, полу и каким либо другим признакам.
Все могут поставить свою роспись под данным проектом. Остается дело за "немногим", создать механизм реализации проекта. Чтобы все включились в созидательную работу. Разработка механизма такого уровня по плечу только ВЛАСТИ.Настоящей или будущей - не важно. алексей-август.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 9, 2009 08:57 am

Re: идея идей :)

(Link)
Богатство и здоровье - совершенно очевидные _личные_ ценности каждого человека. В них нет ничего такого, что могло бы объединять нацию. Поэтому в вашем предложении "пусть Россиия будет богатой и здоровой" нет ничего, что можно было бы считать национальной идеей. По крайней мере до тех пор, пока Вы (именно Вы, претендующий на авторство, а не какие-то там специалисты-экономисты) не предложите _конкретный_ механизм достижения этой цели.
From:(Anonymous)
Date:Январь 9, 2009 06:51 pm

Re: идея идей :)

(Link)
Совершенно не согласен с Вашей трактовкой, что богатство и здоровье - понятия и ценности касающиеся только личности.Существуют целые министерства здравоохранения; государственный аппарат, в конечном итоге, должен быть инструментом сохранения и преумножения богатства своего народа.
Если Вы семейный человек, то, наверно, должны кроме личного богатства и здоровья заботиться и о своих детях. Или Вы озабочены только своей утробой?
В проекте Российская Идея я хочу на основе личных мотиваций каждого из нас развить и поднять тему здоровья и богатства, с одной стороны, выше уровня личности, а с другой, выше уровня обыденного истолкования этих слов.Я просмотрел много вариантов Национальной Идеи. Предлагают и полет на Марс; предлагают России быть транспортным коридором из Востока на Запад и обратно; есть вариант считать Россию Домом Богородицы; есть предложение и по конкурентоспособности России.Много всего.Предложенный мной вариант является той рубашкой, которая ближе к телу каждого. Но вместе с тем имеет и духовно-нравственную составляющую. Считаю, что ни одна из Идей не воспримется нашим народом как своя без этой составляющей. В этом, если хотите, наш менталитет, наша "загадка" для Запада.алексей-август.
From:(Anonymous)
Date:Январь 15, 2009 05:45 pm

Re: идея идей :)

(Link)
Робятки, а чего это вы все вдруг затосковали? Есть тема. Уровня сегодняшнего дня или уровня вообще - будет ли жить мой или ваши внук и внучка. На что банкуем? Если прожить кризис - то это на уровне мешка картошки. Условно. Если на ту нить через моих и ваших детей и внуков, которая тянется из глубины веков через нас в будущее - то это совсем другой расклад. Кризис, который охватил весь мир, заключается в тупике, который достиг мир, провозглашая выгоду сегодняшнего дня. Вы - олигархи, толстосумы и др. приближенные к "императорам", да и сами "императоры", вы уверены, что ваши потомки, купающиеся в роскоши сегодняшнего дня не сопьются, не обкурятся, не обколются, не сохранятся от ВИЧ и прочих инфекций? Спрашивается. Зачем ВЫ дергались, унижались, воровали, лицемерили, душили свое Я, душили свою ДУШУ? Сходить до стола, а потом до унитаза? Удовлетворить свою прихоть в способности надругаться над гордостью и личностью любого человека? Удовлетворить тщеславие, что способен перевернуть мир в своих прихотях? Все это возможно в нынешних временах.Вы умерли, предположим, через сто лет. А дальше что? На кого оставили свои задумки, усилия, планы, страхи? На обкуренных или инфальтильных детей? На топ менеджеров, мечтающих еще при вашей жизни завалить вас? Нет, оставить ваши усилия надо на работоспособную систему, механизм. Тогда о Вас вспомнят, через тысячелетия как ЛИЧНОСТЬ, а не как максим, но и хрен с ним. Уповаю на Ваше благоразумие.
[User Picture]
From:v_ersilov
Date:Январь 6, 2009 07:17 pm

повитаем

(Link)
Грех не поддержать такое начинание.

Накануне революций прошлого века Россия шла к культурному лидерству.
Поэтому предложенная идея работает на историческое преемство.

У нас было и есть самодеятельное население (склонное к самоорганизации – от артелей до «играй гармонь»). Поэтому нам сначала самим надо определиться, а потом подключать гос.механизмы.

Собирать надо не «культурный горох», а людей (самых разных!) для решения актуальных для них и страны задач в оригинальной постановке. Такие идеи-проекты и будут «работать» на создание новых перспективных культурных образцов.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Январь 7, 2009 08:11 am

Re: идея идей :)

(Link)
Увы, не обладаю достаточной харизмой, чтобы собирать людей. Но если кто-нибудь возьмётся организовать российскую партию культурного лидерства (эР-Пэ-Ка-эЛ - неплохо звучит) - обязательно присоединюсь. Тем более программа-минимум уже готова :)
[User Picture]
From:v_ersilov
Date:Январь 7, 2009 10:33 am

поштучное начало

(Link)
Эк Вы сразу самоопределились.
Для такого дела партия узковата.
А сбор интеллектуального ядра -- дело поштучное.
Это -- движение за новый образ жизни (новые отношения).
Разработано LiveJournal.com