?

Log in

No account? Create an account

eslitak

Previous Entry Поделиться Next Entry
04:41 pm: Идеологическая фильтрация
Большинство людей оценивают правильность утверждений не по принципу "логично-нелогично", а по принципу "нравится-не нравится".

Если утверждение подкрепляет убеждения оценивающего, то оно с удовольствием принимается, как верное, без дополнительной проверки на правильность. В противном случае, если утверждение покушается на имеющуюся картину мира, оно отвергается оценивающим как ложное и к логической проверке даже не допускается. Получается, сначала утверждения проходят через идеологический фильтр, а потом только попадают (или не попадают) в логический. Так что быть оценёнными логично имеют шанс только нейтральные для мировоззрения оценивающего утверждения. 

Указанный принцип восприятия особенно характерен для утверждений религиозного, социологического, и личного характера. Вот примеры:
- Верующие в спорах с атеистами с удовольствем оперируют таким, довольно лочичным, доводом: "Если Бога нет, то кто создал мир?" При этом они же спокойно игнорируют ничуть не менее логичный довод: "Если Бог есть, то кто создал его самого?". 
- Логически безупречное утверждение "капитализм лучше стимулирует людей на эффективный труд, чем социализм" без анализа отвергается сознанием социалистов, зато и рядом не лежащее с логикой утверждение "капитализм тормозит технический прогресс" принимается ими "на ура".
- С утвердением, открывающим этот пост, многие, думаю, согласятся. Но если это утверждение обратить к конкретному индивидууму: "ТЫ оцениваешь правильность утверждений не по принципу "логично-нелогично", а по принципу "нравится-не нравится", то оно будет этим самым индивидуумом непременно отвергнуто. Более того, индивидум скорее всего ответит: "Сам дурак!"

Видимо, тут срабатывает сформированный эволюцией механизм, обеспечивающий стабильность модели мира, имеющейся в человеческой голове. Работает он примерно так. Если новые сведения подкрепляют модель, то это вызывают реакцию удовольствия: "Я понимаю мир правильно!". Если же новая информация противоречит модели, это вызывает психологический дискомфорт. То-есть, новые идеи перед восприятием как-бы пробуются "на вкус". Вполне естественно, что "вкусные" идеи принимаются и встраиваются в уже имеющуюся модель, а "не вкусные" отвергаются вне зависимости от их логической безупречности. Таким образом, заставить человека воспринять верную, но чуждую его мировоззрению идею не менее трудно, чем заставить ребёнка сесть невкусное, но необходимое лекарство. И наоборот, идеи вздорные, но приятные, человек воспринимает с таким же удовольствием, с каким несмышлёное дитя ест вредные для здоровья конфеты.
Указанную особенность восприятия утверждений непременно должны учитывать люди, работающие на публику: журналисты, политики, рекламщики. Если хочешь иметь успех у некоей целевой аудитории, следует в изложении идей избегать утверждений, которые заведомо не понравятся публике. Например, если хочешь, чтобы с тезисом "большинство людей оценивают правильность утверждений не по принципу "логично-нелогично", а по принципу "нравится-не нравится" согласилось как можно больше людей, то выбирай примеры поаккуратнее, чтобы не "отпугивать" от нейтральной, в общем-то, идеи христиан и социалистов.

Tags: ,
Разработано LiveJournal.com