?

Log in

No account? Create an account

eslitak

Previous Entry Поделиться Next Entry
07:40 pm: Чтобы не прозевать Ломоносова
Выскажу мысль, которая может, наверное, кому-то показаться крамольной: принимать студентов в бюджетные ВУЗ-ы следует не по результатам оценки знаний, а по результатам психологического тестирования. Тестировать надо на предмет наличия способностей, необходимых для обучения и последующей профессиональной деятельности: внимательность, память, способность осваивать незнакомый и сложный материал, креативность. 

Такая система отбора более точна. Ведь способность человека вызубрить достаточно простой материал из школьных учебников, проверяемая на обычных экзаменах, включая ЕГЭ, отнюдь не гарантирует успешность человека в будущей професии. Кроме того, отбор через психологическое тестирование более справедлив, ибо он гарантирует равные условия и для выпускника столичной спецшколы, и для выпускника сельской школы, где, например, английский язык преподаёт по совместительству учительница биологии. К примеру, молодой Михайло Ломоносов по действующим ныне правилам отбора не поступил бы даже в самый затрапезный техникум, хотя очевидно, что он бы смог успешнее многих учиться в унивеситете своего имени.

Кто-то наверное скажет, что не имея базовых знаний в объёме средней школы обучаться в институте невозможно. Отчасти это верно, но эта проблема легко решается небольшой корректировкой программы обучения первого курса. Единственное что по-настоящему требуется от абитуриента - это элементарная грамотность и понимание основных концепций: производная, законы Ньютона, эволюция, и т.п. То-есть, в принципе, все необходимые для освоения институтской программы знания могут быть сведены в единый и не очень толстый учебник-справочник. 

Tags:

Comments

[User Picture]
From:reader59
Date:Август 3, 2008 05:00 pm
(Link)
Во-первых, толком сделанный экзамен как раз эти свойства и проверяет.
Во-вторых, база все же нужна - школьную программу меньше чем за 2-3 года с нуля не подгонишь.
В-третьих, достаточно точных методик такого тестирования, насколько мне известно, на сегодня не существует. Во всяком случае, все они не точнее толком сделанного экзамена.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Август 3, 2008 07:43 pm
(Link)
1. Экзамен проверяет только способность запомнить и пересказать прочитанное. Или способность решать задачи по шаблону.

2. А её и не требуется подгонять. Надо просто по ходу преподавания чуть глубже объяснять некоторые вопросы.

3. Методики ведь могут быть и весьма простыми, что-нибудь типа тестов Айзенка. Насчёт большей точности экзамена я совсем не уверен.
[User Picture]
From:reader59
Date:Август 4, 2008 05:25 am
(Link)
1. Как сделать. Есть методики, позволяющие, наряду с конкретными знаниями, вполне качественно проверить и сообразительность, и креативность, и обучаемость. См., напр., нынешние предметные олимпиады.
2. Хм. Скажем, изучать дифференциальное и интегральное исчисление, понятия не имея о пределах?
3. Не бОльшая, но примерно такая же. Если методика экзамена сделана грамотным предметником совместно с грамотным психологом.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Август 4, 2008 05:06 pm
(Link)
1, 3. По-моему мнению, предметный экзамен проверяет всё же больше наличие в голове содержимого, чем способностей. Хотя, первое из второго, конечно, вытекает.

2. А что, предел - довольно простое понятие. Достаточно десяти минут на объяснение.
[User Picture]
From:tommi_anya
Date:Август 3, 2008 06:12 pm
(Link)
Мой муж рассказывал, как вместе с ним на физтех поступал мальчик Чесноков из Чемодановки - крошечной деревни без телеграфа и почтовой станции. Так вот этого Чеснокова приняли со всеми тройками, хотя проходной балл был сильно выше. И на мой взгляд это совершенно правильно, потому что мальчик из глубинки, приехавший сдавать на физтех и сдавший на тройки, круче мальчиков из московских спецшкол, сдавших на четверки. Хотя я и встречала иное мнение, впрочем принадлежащее мамам мальчиков из спецшкол ;)

"понимание основных концепций: производная, законы Ньютона, эволюция, и т.п." Ой-вей (рыдаю) где ж таких абитуриентов найти-то?!
[User Picture]
From:eslitak
Date:Август 3, 2008 07:13 pm
(Link)
Да ладно, я же говорю об элементарном понимании. В смысле, абитуриент просто не должен путать производную с оксидом.
[User Picture]
From:tommi_anya
Date:Август 4, 2008 07:38 am
(Link)
Ой, иногда даже хочется, чтоб лучше б они ничего не знали и были девственно чисты. Потому что такой бардак в голове, что трудно разгребать. Хочется воскликнуть "кто вас начинал, пусть он вас и кончает!" (с)
[User Picture]
From:eslitak
Date:Август 4, 2008 05:07 pm
(Link)
Хорошая фразочка :)
[User Picture]
From:andre11111
Date:Август 3, 2008 07:34 pm
(Link)
Прав Жириновский-предложивший в целях борьбы с коррупцией принимать на 1-й курс всех желающих. Кстати хороший пример-Энштейн-злостный троечник и неуспевающий ученик. С учетом мировой практики непрерывного образования-главное-это доступ к этопу образованию, а не превращение его в элитарный клуб.
[User Picture]
From:eslitak
Date:Август 3, 2008 07:45 pm
(Link)
Брать всех - это правильно. Но всё равно долны быть какие-то критерии отсева.
[User Picture]
From:andre11111
Date:Август 3, 2008 07:52 pm
(Link)
Точно. Эффективен ступенчатый отбор с возможностью пересдачи до 3-х раз.
[User Picture]
From:tommi_anya
Date:Август 4, 2008 07:35 am
(Link)
рассказы по троечника-Эйнштейна сильно преувеличены. Короче, это очередной миф
From:indolog
Date:Август 3, 2008 07:50 pm
(Link)
решил в отдельном посте высказаться: http://indolog.livejournal.com/13713.html?mode=reply
[User Picture]
From:kot_uchonyj
Date:Август 3, 2008 08:30 pm
(Link)
всё, что я написал ниже, относится только к филолог. фак-ту МГУ. Про остальное - не в курсе.

есть некий аналог "корректированной" программы первого курса: подготовительные курсы/репетиторы. Со школьными знаниями (если это не какая-нибудь элитная суперпупершкола) в престижный вуз не поступить. Я сам работал на курсах, ответственно заявляю, что там учатся практически с нуля, программа несравнимо шире школьной, особый упор на "по этой теории так, а по той сяк" и "это науке неизвестно, одна из т.зр... ". Т.е. все по-взрослому.
На экзамене спрашивают соответственно. Помимо вменяемых знаний приветствуется умение думать, знания вне программы, задают вопросы типа "а почему вы так решили?". Однозначные ответы на все предполагается далеко не всегда.
Всего этого мы лишаемся при ЕГЭ. Поэтому столько визгов от принудительного приема по ЕГЭ в универ.

В общем, мне кажется, до сегодняшнего дня и чёртова егэ все было не так уж плохо.
А что касается психологического тестирования, то *шепотом* сначала хорошо бы ввести его для преподавателей...
[User Picture]
From:eslitak
Date:Август 4, 2008 05:08 pm
(Link)
А преподавателей некому тестировать.
Разработано LiveJournal.com